история войн и военных конфликтов

Рост европейских флотов от Французской революции до конца Наполеоновских войн

в линейных кораблях

Армии\Годы 1789 1815
Великобритания 195 214
Франция 81 80
Испания 72 25
Россия 67 40
Нидерланды 44 0
Итого по 5 державам: 459 359

При всей грандиозности морской войны силы флотов Великобритании и Франции изменились незначительно. Нидерланды лишились линкоров, Испания владела в три раза меньшим числом кораблей, Россия понесла большие потери, но не в результате боев, а при изменении стратегической ситуации в 1807 году, когда флот в Средиземном море оказался во враждебном окружении.

Британия никогда не смогла бы воевать в течение двадцати двух лет, не говоря уже о том, чтобы в конечном счете одержать победу, не победив своих врагов на море, и выдающиеся командиры флотов одержали эти победы. Решающие морские сражения были столь же драматичны, сколь и редки. Англичане выиграли все шесть крупнейших сражений эпохи: Ричард Хоу в сражении Первого июня (1794); Джон Джервис при Сент-Винсенте (1797); Адам Дункан при Кэмпердауне (1797); Горацио Нельсон на Ниле\Абукире (1799), у Копенгагена (1801) и при Трафальгаре (1805); и Томас Кокрейн на Баскских дорогах (1809). Королевский флот также одержал несколько блестящих побед, захватив или уничтожив
вражеские военные корабли в своих портах базирования, как в Тулоне (1793), Гельдере (1799) и Копенгаген (1807).

Темпы истощения судов были ошеломляющими. Королевский флот потерял 317 кораблей с 1803 по 1815 год, из которых штормы и кораблекрушения уничтожили 223, или более двух третей, а остальные - в бою. Британия получала новые военные корабли двумя путями: строила и захватывала. Британская военно-морская и торговая державы были неразделимы, и каждая кормила другую. Самым быстрым способом пополнения военно-морского и торгового флота была оплошность со стороны врагов Британии. Из 134 военных кораблей, захваченных с 1803 по 1815 годы 33 линейных корабля и 68 фрегатов были включены в Королевский флот. Только с 1793 по 1801 год число британских торговых судов возросло с 15 000 до 18 000, а французских упало с 2000 до ста или около того. В дополнение к захватам, система конвоев, которую Адмиралтейство ввело в 1793 году и сделало обязательной в 1798 году, была главной причиной, по которой торговый флот рос.

Источники:

Nester William R. Titan: the art of British power in the age of revolution and Napoleon - University of Oklahoma Press, 2016