|
Кораблекрушения в Революционную и Наполеоновскую эпохи, 1793-1815 годы
Хотя к концу XVIII века парусные
корабли достигли пика своего технического развития, маневренность их была далека
от совершенства. Карты не отличались точностью, к которой привыкли в наше
спутниковое время. Ненастье оставалось самым грозным врагом моряка, как и пожар
на борту деревянного судна. В кораблекрушениях и пожарах на судах погибло в два
раза больше британских моряков, чем в боях (13 621 против 6 663). Не всегда
причиной гибели корабля является какая-то одна причина, часто судно гибнет по
совокупности неблагоприятных факторов. Но в целом можно выделить главную причину
гибели корабля. Самым грандиозным примером влияния погоды является ураган над
Багамскими островами 24 июля 1802 года, разбившим 120 судов. Это, кстати, редкая
мирная передышка после Амьенского мира (с марта 1802 по май 1803 года). Без
учёта этой трагедии приведем основные причины гибели 913 кораблей.
Погода ответственна за 46% крушений - 420 кораблей.
Навигационные ошибки дали 31% крушений - 286 кораблей. Остальные 23% (207
кораблей) дали пожары, пробоины и неизвестные причины. Огонь уничтожил 42
корабля - 5%, что не так много учитывая, что суда несли порох и пушки, легко
воспламеняемые материалы. Возможно, часть жертв пожаров скрыта в 5% погибших по
неизвестным причинам. Еще 40 кораблей (4%) погибло по другим причинам.
Дадим некоторые примеры гибели кораблей.
20 ноября 1793 года, взорвался и сгорел "Ле Сципион" в гавани
Ливорно, недавно захваченный британцами "француз". Из шестисот членов экипажа
находившихся на борту когда начался пожар, погибло триста девяносто человек.
Опасаясь урна из гавани вышла британская эскадра.
25 января 1795 года, начало катастрофической недели для
французского флота. После серии сражений с английским флотом под командованием
лорда Хоу, продолжавшейся с 28 мая по 1 июня 1794 года большая часть
французского флота возвращалась в Брест для проведения ремонта. В битве французы
потеряли 7 линкоров, шесть захваченными, один потоплен, многие корабли нуждались
в ремонте. Гавань Бреста весьма удобна, но ее окружают опасные скалы и отмели. В
конце года французская эскадра получила приказ вновь выйти в море. 29 декабря
адмирал Вильяре-Жуайез возглавил свой флот из 34 линейных кораблей (четыре
трехпалубных, три 80-пушечных и остальные 74-пушечные), 13 фрегатов и 16
корветов, авизо и тендеров, в общей сложности 63 военных кораблей. Выйдя в океан
французы попали в зимние шторма. С 25 по 29 января затонули три самых крупных
корабля. Первым шел "Неф Термидор", который пошел ко дну вместе почти со всем
экипажем. На следующий день, 26-го, 80-пушечный "Сципион" с экипажем из 970
человек потерпел крушение, но по счастливой случайности почти все были спасены.
Третье судно, что пошло ко дну был 74-пушечный "Супербе". 30 января ветер
повернулся к северо-западу, что позволило некоторым частям флота вернуться в
Брест. Другим повезло меньше. 74-пушечный "Нептун" сел на мель в Перросе-Гирек.
74-пушечному "Темереру" удалось достичь Сен-Мало, когда 74-пушечный "Фуже"
укрылся в порту Иль-де-Груа. 74-пушечный "Конвент" с большим трудом добрался до
Лорьяна, а трехпалубный "Мажесте" был настолько дырявым и с семью футами воды в
трюме, что его едва можно было удержать на плаву даже у причалов. Это было
сродни поражению в большой битве.
15 ноября 1795 года британский конвой из Вест-Индии попал в
шторм у берегов Англии. Разбило о берег восемь кораблей. Несмотря на потери и
погоду, этот флот вновь вышел в море, неся 16 тысяч человек. 12 декабря корабль
"Леандр" столкнулся с транспортом "Коммерс", который пошел ко дну вместе с 1300
человек.
7 августа 1798 года в Индии взорвался, имеющий на борту 500
бочек с порохом для Южной Африки корабль Ост-Индийской компании "Ройял Шарлотт",
весь экипаж и пассажиры погибли (140 человек).
11 января 1799 года в Индии сгорел еще один корабль. Причиной
пожара стало самовозгорание небольшого количества содержащегося в древесине
масла в кожаном кувшине, спрятанном в оружейной комнате.
17 марта 1800, "Королева Шарлотта, курсируя между Горгона и
Ливорно, неожиданно взорвалась. Сигнальные ружья, которые хранились в кадке,
соприкоснулись с каким-то рыхлым сеном, лежащим на земле под палубой. Огонь
быстро распространился, корабль сгорел до самой кромки воды, а потом взорвался.
Погибло семьсот человек.
2 ноября 1801 года сильные шторма обрушились на Западную Европу,
десятки кораблей пошли ко дну и разбились.
В год Трафальгара - 1805 - только один крупный боевой корабль
был потоплен. Погибло в кораблекрушениях - 14, выбросилось на берег - 2. И еще
семь кораблей просто пропало.
Осенью 1805 года, британская экспедиция, идущая на захват
Кейптауна, потеряла несколько кораблей, севших на бразильские мели. 1 ноября
утонул полковник Джон Генри Йорк, командующий артиллерией сил вторжения.
30 июля 1807 года корабль "Энн", плывший из Архангельска в
Ирландию, был отнесен на север и затерт там льдами. Экипаж на лодках добрался до
Норвегии.
21 января 1814 года у берегов Франции утонул генерал-майор Георг
фон Бок, командующий британской кавалерией в Испании. Транспортный корабль "Беллона"
потерпел крушение на скалах Тульбест.
30 мая 1815 года у берегов Южной Африки разбилось судно,
перевозящее раненых солдат с Цейлона в Англию, в результате утонуло 372
человека.
Великобритания в Революционные войны (до октября 1801 года)
потеряла от не боевых причин 15 линкоров и 99 других военных кораблей. В бою
погибло всего 9 кораблей. Происшествия 1806-1812 годов лишили Великобританию 141
корабля, и всего трое погибло в бою.
Голландцы, испанцы, датчане, французы в 1793-1801 годы потеряли
в крушениях 10 линейных кораблей и 6 фрегатов, но уничтоженными - 16 линейных
кораблей и 18 фрегатов. За 1806-1812 годы происшествия унесли 1 голландский
линейный корабль и три французских фрегата, а бои - 13 линейных кораблей и 15
фрегатов. 275 погибших не в бою кораблей это 30% от всех потерпевших
кораблекрушения за период (но учтены не все года войны).
Корабли в те годы в основном захватывали. Всего было захвачено
около 350 крупных военных кораблей (и несколько тысяч торговых судов).
Источники:
Grocott, D. F. H. Shipwrecks in the Revolutionary and Napoleonic
Eras, 1793–1815. Causal Factors and Comments \\ Journal of Navigation, 52, May,
1999, 149-162
Огородников Ф.Е. Военные средства Англии в Революционные и
Наполеоновские войны - Рипол Классик, 2013
|