история войн и военных конфликтов


Потери британского флота в ходе Французской кампании 10 мая - 25 июня 1940 года

Рассмотрим потери Королевского военно-морского флота в битве за Францию 1940 года

Дата гибели Имя корабля Класс корабля Когда построен Место гибели Причина гибели
15 мая 1940 года Valentine эсминец класса V 24 марта 1917 года Северное море, у Тернейзена в устье Шельды, 51 20'N, 03 49'E Валентайн был одним из четырех британских эсминцев, участвовавших в операции "FA" - оказании морской огневой поддержки левому флангу бельгийской армии. 15-го посудина была сильно повреждена при атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и была выброшена на берег. Из 115 человек экипажа 31 человек погиб и 21 - ранен. Еще один эсминец получил повреждения от бомб в районе Антверпена.
19 мая 1940 года Whitley эсминец класса W 13 апреля 1918 года Ла-Манш, в 2 милях от Ньюпора, 51 11'N, 02 40'E Уитли был атакован немецкой авиацией и получил серьезные повреждения после того, как был поражен двумя бомбами. Посудина была выброшена на берег у Ньюпора, но ущерб был таков, что она была уничтожена артиллерийским огнем эсминца Кейт в тот же день. Погибло 4 человека
24 мая 1940 года Wessex эсминец класса W 12 марта 1918 года Ла-Манш, близ Кале, 51 00'N, 01 46'E Эсминцы "Вессер", "Волкодав", "Вимьера" и польский "Бурза" были развернуты в Кале, чтобы оказать посильную помощь Гвардейской бригаде и стрелковой бригаде, которые удерживали город в последней попытке прикрыть отступление Британского экспедиционного корпуса к Дюнкерку. Четыре корабля подверглись неоднократным воздушным атакам 24-го числа и Вимьера и Бурза были повреждены, Уэссексу повезло меньше и он был потоплен. Погибло 6 человек, 15 ранено
29 мая 1940 года Wakeful эсминец класса V&W 6 октября 1917 года Ла-Манш, 13 миль к северо-востоку от Ньюпора, 51 22`N, 0243'E "Уэйкфул" возвращался в Дувр с пляжа Брей близ Дюнкерка с 600 солдатами, когда в 00.45 ее атаковал немецкий торпедоносец С-30. Торпеда, попавшая в носовое котельное отделение, разломила корабль пополам оставив носовую и кормовую секции над водой. Все солдаты находились под палубой, и только один выжил. Вместе с тральщиком HMS Gossamer эсминец "Лидд" пытался спасти как можно больше людей. Лидд подобрал десяток людей из воды, когда эсминец HMS Grafton прибыл на место происшествия, также возвращаясь из Ла-Панны с 800 людьми на борту. Кроме того, появился корабль "Комфорт", который был на пути в Ла-Панн. "Комфорт" подобрал шестнадцать членов экипажа "Уэйкфала", включая его командира Р. Л. Фишера. Всего погибло 650 человек, спасено 25 моряков и один солдат, но ненадолго.
29 мая 1940 года Comfort Траулер Ла-Манш, 13 миль к северу от Ньюпора Обнаружив, что кормовая часть "Уэйкфула" перевернулась, Комфорт подошел к правому борту "Графтона", чтобы предупредить этот эсминец об опасности появления в этом районе немецкого торпедного катера. Именно в этот момент, подводная лодка U-62 выпустила одну торпеду, которая поразила корму Grаfton, затем второй взрыв (причина его неизвестна, была всего одна торпеда) разрушил мостик, убив ее командира Робинсона. Взрыв потопил и Комфорт, вместе с несколькими спасенными ранее с Уэйкфула, в том числе коммандера Фишера (его позже подобрали). В добавок эсминец "Лидд" принял Комфорт за вражеский торпедный катер и открыл по нему огонь. Только пять человек с Комфорта было спасены, включая четверых с Уэйкфула. Grafton был позже потоплен в тот же день огнем британского корабля Ivanhoe. На Графтоне погибло 19 моряков.
29 мая 1940 года Grafton эсминец класса G 18 сентября 1935 года Ла-Манш, 13 миль к северу от Ньюпора
29 мая 1940 года Waverley Гребной тральщик Ла-Манш, недалеко от Квинт-Банка Уэверли возвращалась в Дувр с 600 людьми на борту, когда его атаковали немецкие самолеты. Бомба попала в левый борт и прошла прямо сквозь корабль. Четверо из 600 солдат, которых приняли на борт в Ла Панне были убиты и несколько ранены. Еще 150 солдат утонули после того, как затонул тральщик.
29 мая 1940 года Grenade эсминец класса G 12 ноября 1935 года Порт Дюнкерк, рядом с восточным молом Эсминец был рядом с восточным молом в Дюнкерке в ожидании высадки войск, когда посудина была сначала повреждена, а затем потоплена в серии из четырех воздушных атак, которые развивались с 15.30. В первой атаке корабль получил некоторые повреждения и понес некоторые потери, около 17.50 часов близкий промах пробил дыру в его левом борту. Почти сразу после того, как эсминец получил два прямых попадания, техника была выведена из строя и начался серьезный пожар. В 18.15 корабль бросили. Коммандер Бойл договорился, чтобы его горящий корпус отбуксировали подальше от главного канала. "Граната" яростно горела несколько часов, а потом взорвалась. Погибло 18 моряков.
1 июня 1940 года Keith эсминец класса B 10 июля 1930 года Английский канал, у Брай, 51 06 ' с. ш, 02 32 Е Кейт был потоплен немецкой авиацией. 36 человек погибло при атаке, еще сотня спасенных с эсминца погибло на буксире Abbs. Свобода маневра корабля была ограничена мелями, магнитными минами и обломками. Однако бомба, взорвавшаяся за кормой, заклинила рулевое управление, и сразу после 08.00 в правом борту корабля в носовой части кормового машинного отделения образовалась большая дыра. Еще два попадания в левый борт заставили корабль крениться на левый борт.
1 июня 1940 года Basilisk эсминец класса B 6 августа 1930 года Ла-Манш, у Ла-Панна, 51 08'N, 02 35'E "Василиск" был разбит в серии воздушных атак, которые имели место с 08.00 утра, когда Кейт подвергался нападению дальше по побережью и в то время как над головой не действовало прикрытие ВВС. первая бомба попала в котельную № 3, потеряв основное давление пара и выведя из строя все ее механизмы. Рядом взорвались еще шесть бомб или под кораблем, заставляя его борт прогибаться. В полдень люфтваффе вернулось и добило его потрепанный корпус, "Василиск" затонул на мелководье, а его корпус был разрушен глубинными бомбами, сброшенными HMS Whitehall. 131 моряк спасся, 8 убитых, 4 раненых.
1 июня 1940 года Havant Бывший бразильский эсминец Javary 17 июля 1939 года Ла-Манш, у Дюнкерка,
51 04"N, 02 35"E
Хавент только что вышел из Дюнкерка с 500 солдатами, высадившимися с поврежденного "Айвенго". В 09.06 эсминец был атакован и поражен двумя бомбами, которые попали в машинное отделение. Третья бомба взорвалась, когда корабль проходил над ней. Несмотря на потерю мощности корабль был поставлен на якорь, а солдаты переброшены на другие корабли под непрерывными воздушными атаками. Сотрясение от нескольких близких промахов привело к тому, что корабль накренился на левый борт, так что большая часть его команды была эвакуирована. К 10.00 утра его палубы были затоплены, и он был оставлен, а в 10.15 утра он перевернулся и затонул. Погибло 8 членов экипажа и 25 ранено.
1 июня 1940 года Skipjack Тральщик Ла-Манш, у Мало-ле-Бен,
51 03"n, 02 24'e
Скипджек был занят эвакуацией британских и французских войск из Мало-ле-Бен, он отбивался от непрерывных воздушных атак с 05:30, а к 08:45 его запас боеприпасов сократился до менее чем дюжины патронов на орудие. В ожесточенной атаке около 08:50 маленький тральщик был разбит в атаке, в которой он был поражен пять раз. Посудина перевернулась и поплыла дном вверх, прежде чем затонуть. Большинство из ее более 270 солдат-пассажиров были внизу и утонули, как и экипаж. Немногие уцелевшие были расстреляны из пулеметов в воде,
1 июня 1940 года Mosquito Речная канонерская лодка Ла-Манш, у
гавани Дюнкерка
"Москито" была одной из многих речных канонерских лодок, которые были построены для обслуживания на реке Янцзы в Китае. В 13.30 она была атакована более чем двадцатью Ju87 и получила повреждения в котле и машинном отделении. Ее рулевое управление было повреждено, и она приняла тяжелый крен на левый борт. Весь экипаж был убит, в конце концов Москито перевернулся.
25 июня 1940 года Fraser эсминец класса C 29 сентября 1931 года Атлантический океан, устье Жиронды,
45 44"N, 01 31'W
Канадский эсминец был потоплен в столкновении с крейсером HMS Calcutta во время операции по эвакуации последнего британского и союзного персонала из Франции. Выжило 130 человек экипажа, 45-66 человек погибло

Всего в Западной кампании было потеряно 10 эсминцев, два тральщика, траулер и канонерская лодка, всего 14 кораблей, погибло не менее 1375 человек. Десять кораблей погибли под бомбами, трое - от торпед, один - в аварии. Самым трагичным днем стало 29 мая, когда Великобритания потеряла пять кораблей и 900 человек. 1 июня было потеряно еще пять кораблей, но людей потеряно меньше (в районе 500). Наибольшие потери были при операции Динамо - эвакуации армии из Дюнкерка с 26 мая по 4 июня. Из 721 задействованного судна (всех форм и размеров) 71 был потерян, включая 6 из 38 эсминцев Королевского флота (еще 25 получили повреждения различной тяжести). Тем не менее, 335 тысяч человек было вывезено. Менее, чем через месяц флот вывез еще почти 200 тысяч человек второго Британского Экспедиционного корпуса (15-25 июня). На этот раз с западного побережья Франции и опять без вооружения. До этого из Нормандии вывезли еще 15 тысяч человек (10-13 июня). Вторая эвакуация обошлась без значительных потерь в кораблях потому, что немецкая авиация была отвлечена на добивание Франции в ходе операции Рот (5-22 июня). Четыре британских эсминца получили повреждения, один затонул в результате столкновения. Правда, 17 июня немецкие самолеты потопили в устье Луары лайнер Ланкастрия, убив 3500 человек. С учетом примерно 1600 человек погибших на затонувших и поврежденных военных кораблях, получаем не менее 5100 погибших в море в ходе кампании. Франция потеряла в кампании несколько эсминцев (только у Дюнкерка - три), а 28 мая немецкая подводная лодка потопила лайнер Brazza, убив 379 человек.

Помимо этого в те же даты были потеряны два эсминца, два крейсера, авианосец и траулер у Норвегии (на одном авианосце Глориус погибло 1203 человека). Три вспомогательных крейсера потоплены немецкими субмаринами в Атлантике. Итальянцы, вступив в войну, потопили в Средиземном море крейсер и три субмарины британцев (погибло более 170 подводников). В Красном море итальянцы потопили эсминец плюс шлюп у Бомбея. Всего Великобритания лишилась за шесть недель 29 боевых кораблей.

Источники:

Kemp Paul The Admiralty Regrets British Warship Losses of the 20th Century - Sutton Publishing, 1999

Британские эсминцы в бою. Часть 2 - ЧеРо, 1997