|
Япония в Первой Мировой Войне
Перед войной
Несмотря на крепкие экономические (в том числе и в военной сфере) и политические связи с Германией, Японская империя в назревавшей мировой войне решила выступить на стороне Антанты. Причины такого шага Японии очевидны: политика экспансии на континент, яркими проявлениями которой были японо-китайская и русско-японские войны, могла иметь перспективу только в условиях участие Японии в войне в составе одной из двух военно-политических группировок - Антанты или Тройственного союза. Выступление на стороне Германии, хоть и сулило Японии максимум выгод в случае победы, но шансов на это победу не оставляло. Если война на море на первых порах и могла для Японии быть достаточно успешной, то о победе в сухопутной войне, где Японии противостояла бы прежде всего Россия, речи и быть не могло. Ведь усилия России были бы немедленно поддержаны морскими и сухопутными (из Индии, Австралии, Новой Зеландии) силами Великобритании и Франции. В случае выступления Японии против Антанты, также была велика вероятность вступления в войну против Японии США. Учитывая, что войну Япония должна была бы вести в одиночку, выступать против Антанты было бы самоубийством. Совсем иная картина складывалась в отношении Германии. Менее чем за полвека Германия колонизировала ряд территорий в Тихом океане (острова Яп, Самоа, Маршалловы, Каролинские, Соломоновы острова и др.), а также арендовала у Китая территорию части Шаньдунского полуострова с портом крепостью Циндао (что касается этого единственного укрепленного пункта Германии на Тихом океане, то крепость Циндао строилась для отражения атак русских, французских или английских экспедиционных отрядов. На серьезную борьбу с японской армией она не была рассчитана.) . Причем, Германия не имела в этих владениях сколько бы значительных сил (острова вообще защищались только колониальной полицией), а при слабости своего флота, не могла доставить туда войска. И даже, если бы Германия быстро выиграла войну в Европе (на это германский генштаб отводил 2-3 месяца; всё это время Циндао должен был продержаться), с Японией был бы скорее всего заключен мир на условиях восстановления довоенного статус-кво. Что же касается Антанты, то основой для союза с ней служило англо-японское соглашение 1902 года (и продленное в 1911 году), которое изначально имело антирусскую направленность. Кроме того, англо-японскому сближению способствовала политика Первого лорда адмиралтейства Уинстона Черчилля, направленная на сосредоточения основных сил флота Великобритании в Атлантике, когда, как контроль в Тихом и Индийском океанах возлагался на Японию. Конечно, союз Британской и Японской империй не был "Сердечным согласием". Экспансия Японии в Китае сильно беспокоила Англию (министр иностранных дел Великобритании сэр Эдуард Грей был вообще против участия Японии в войне), но в сложившийся ситуации можно было либо привлечь Японию в состав антигерманской коалиции, либо толкнуть ее в стан врага. Что же касается Японии, то основной целью ее участия в войне было максимальное продвижение в Китае, не сдерживаемое европейскими странами.
Война началась
Война в Китае началась 1 августа 1914 г. На полуострове Шаньдун немецкая концессия в Циндао и британская концессия в Вэйхайвэе начали сильно укрепляться. Сразу же после начала войны в Европе Япония объявила нейтралитет, но обещала поддержать Англию в случае, если она обратится с просьбой помочь отбить германские атаки на Гонконг или Вэйхайвэй. 7 августа 1914 г. Лондон призвал Японию провести операции по уничтожению вооруженных германских кораблей в китайских водах. И уже 8 августа Токио принял решение вступить в войну на стороне Великобритании, руководствуясь англо-японским союзным договором 1911 года. А 15 августа Япония предъявила Германии ультиматум:
1) Немедленно отозвать из японских и китайских вод все военные корабли и вооруженные суда, разоружив те из них, которые не могут быть отозваны.
2) Передать японским властям не позже 15 сентября 1914 года всю арендуемую территорию Китая без всяких условий и компенсаций...
Если ответ Германии не будет получен к 12 часам дня 23 августа 1914 года, японское правительство оставляло за собой право принять "соответствующие меры". Германские дипломаты покинули Токио 22 августа, а 23 числа император Иошихито обьявил Германии войну. Довольно странно, по началу, повела себя Австро-Венгрия - объявив о своем нейтралитете в отношении Японии, 24 августа экипажу австрийского крейсера “Кайзерин Элизабет”, стоявшего в Циндао, было приказано по железной дороге прибыть в китайский город Тянцзинь. Но 25 августа Австрия объявила войну Японии - 310 австрийских моряков вернулись в Циндао, но 120 человек так и остались в Тянцзине.
Сразу же последовали акции против островных владений Германии в Тихом океане: в августе - сентябре 1914 года японские десанты захватили острова Яп, Маршалловы, Каролинские и Марианские, а Новозеландский экспедиционный отряд (и австралийцы) занял немецкие базы на Новой Гвинее, Новой Британии, на Соломоновых островах, базой Апиа на островах Самоа. Причем британцы так опасались рейдерской эскадры адмирала Шпее, что выделили крупные силы для охраны десантных конвоев (в частности линкор "Австралия").После захвата Джалуита на Маршалловых островах эскадра адмирала Тамина 12 октября появилась в прекрасной гавани Трука на Каролинских островах. Эскадра контр-адмирала Тацуо Мацумуры 1 октября захватила принадлежащий Германии порт Рабаул па острове Новая Британия. 7 октября она прибыла на остров Яп (Каролинские острова), где встретила германскую канонерку “Планет”. Экипаж поспешно затопил крошечный корабль, чтобы он не попал в руки японцев. Сам остров был оккупирован японцами без инцидентов. В конце 1914 года 4 японских корабля стояли в гавани Сува на Фиджи, а 6 базировались на Труке. К началу ноября 1914 года единственным территорией на Тихом океане контролируемой Германией был порт-крепость Циндао.
Осада Циндао
Еще в августе Германия попыталась передать арендуемую территорию Китаю, но из- за противодействия Англии и Франции и китайского нейтралитета, этот ход не удался.
Силы сторон
Губернатором Циндао и командующим всеми находившимися там силами был капитан 1 ранга Мейер-Вальдек. В мирное время под его началом находилось 75 офицеров и 2250 солдат. Крепость была основательно укреплена: Она имела 2 линии обороны на сухопутном фронте и 8 береговых батарей, прикрывающих крепость с моря. Первая линия обороны, расположенная в 6 км от центра города, представляла собой 5 фортов, окруженных широким рвом с проволочным заграждением на дне. Вторая линия обороны опиралась на стационарные артиллерийские батареи. Всего на сухопутном фронте насчитывалось до 100 орудий и 21 орудие на морском фронте. Кроме того, поддержку могли оказать 39 корабельных орудий австрийского крейсера “Кайзерин Элизабет”, эсминцев № 90 и "Таку" и канонерок “Ягуар”, “Илтис”, “Тигер”, “Луке” (большая часть германского флота ушла из Циндао еще до начала войны). Путем призыва добровольцев, Мейер-Вальдеку удалось довести гарнизон крепости до 183 офицеров, 4572 рядовых при 75 пулеметах, 25 минометах и 150 орудий.
Силы противника были на порядок выше: для захвата Циндао был сформирован японский экспедиционный корпус (усиленная 18-я дивизия - 32/35 тыс. человек при 40 пулеметах и 144 орудиях) под командованием генерал-лейтенанта Камио Мицуоми (начальник штаба - генерал инженерных войск Хэнзо Яманаси). Осадный корпус высаживался в 4 эшелона с более чем полусотни судов. К этим внушительным силам присоединялся английский отряд из Вэйхайвэя под командованием генерала Н.У. Бернар-Дистона - батальон уэльских (южно-валийских) пограничников и полбатальона пехотного сикхского полка, всего 1500 человек. Впрочем, английские части не имели даже пулеметов. Внушительной была и военно-морская группировка союзников: японская 2-я эскадра адмирала Хирохару Като имела в своем составе 39 боевых кораблей: Броненосцы “Суво”, “Ивами”, “Танго”, броненосцы береговой обороны “Окиносима”, “Мисима”, броненосные крейсера “Иватэ”, “Токива”, “Якумо”, легкие крейсера “Тонэ”, “Могами”, “Оёдо”, “Титосэ”, “Акаси”, “Акицусима”, “Тиёда”, “Такатихо”, канонерки “Сага”, “Удзи”, эсминцы “Сираюки”, “Новакэ”, “Сиротаэ”, “Мацукадзэ”, “Аянами”, “Асагири”, “Исонами”, “Уранами”, “Асасио”, “Сиракумо”, “Кагэро”, “Мурасамэ”, “Усои”, “Нэнохи”, “Вакаба” “Асакадзэ”, “Югурэ”, “Юдати”, “Сирацую”, “Микадзуки” (в числе этих кораблей были: 3 бывших русских броненосца, 2 бывших русских броненосца береговой обороны, 7 крейсеров, 16 эсминцев и 14 вспомогательных кораблей.). В состав этой эскадры входил и английский отряд в составе броненосца “Триумф” и эсминцев “Кеннет”, “Уск”(один из эсминцев использовался также, как госпитальное судно).
Ход боевых действий
Еще до подхода осадных сил Антанты, в районе Циндао начались столкновения. Так 21 августа 5 британских эсминцев заметили вышедший из порта миноносец № 90 и погнались за ним. Вперед вырвался наиболее быстроходный эсминец “Кеннет”, который в 18.10 завязал перестрелку. Хотя английский корабль имел гораздо более мощное вооружение (4 орудия 76 мм против 3 орудий 50 мм на германском миноносце), в самом начале боя он получил попадание под мостик. 3 человека были убиты и 7 ранены, в том числе командир “Кеннета”, который позднее скончался. Эсминец № 90 сумел завлечь своего противника в зону огня береговых батарей, но после первых же их залпов “Кеннет” вышел из боя.
Эскадра Хирохару Като подошла к Циндао 27 августа 1914 года и блокировала порт. На следующий день была произведена бомбардировка города. В ночь с 30 на 31 августа японская эскадра понесла первые потери - эсминец “Сиротаэ” выскочил на мель у острова Лентао. Повреждения оказались слишком велики, и команда была снята другим эсминцем. Немцы использовали подарок судьбы. 4 сентября в море вышла канонерка “Ягуар” и под прикрытием береговых батарей артогнем окончательно уничтожила японский эсминец.
Высадка на сушу началась только 2 сентября, в бухте Лункоу на территории нейтрального Китая примерно в 180 километрах от Циндао. Первое боевое соприкосновение произошло 11 сентября, тогда японский кавалерийский полк (генерал-майор Ямада) столкнулся с немецкими разъездами у Пинду. 18 сентября японские десантники захватили бухту Лао Шао северо-восточнее Циндао, чтобы использовать ее как передовую базу для дальнейших операций против крепости. Полная блокада Циндао с суши была установлена 19 сентября, когда была перерезана железная дорога. На территорию собственно германского владения японские войска вступили только 25 сентября, днем раньше в состав японского осадного корпуса влились английские части. Первая массированная атака немецких позиций была проведена 26 сентября и в целом была успешно отбита защитниками Циндао, но командир японской 24-й пехотной бригады Хориуци сумел обойти немецкие позиции и вынудил немцев отступить. Японцы продолжали наступление - у бухты Шацзыкоу был высажен десант моряков. Потеряв в боях 8 орудий, немцы отступили на последний рубеж обороны - высоту "Принц Генрих", но 29 сентября оставили и ее. Последующая вылазка из крепости Циндао была отбита.
Корабли сторон активно участвовали в борьбе: Броненосцы Антанты неоднократно обстреливали позиции немцев (впрочем, результаты обстрелов оказались более чем сомнительны. Большой процент снарядов не разрывался, прямых попаданий почти не было зафиксировано.). Но только один раз корабли пострадали от огня береговых батарей. 14 октября броненосец “Триумф” получил попадание 240-мм снарядом и был вынужден уйти в Вейхайвей на ремонт. Интенсивные тральные работы дорого стоили японцам. На минах подорвались и затонули тральщики “Нагато-мару № 3”, “Коно-мару”, “Коё-мару”, “Нагато-мару № 6”. Гидросамолеты с транспорта “Вакамия” начали вести разведку. Они также провели первую в истории успешную “атаку авианосной авиации”, потопив германский минзаг в Циндао. В течение всей осады войска постоянно требовали помощи корабельной артиллерии и гидросамолетов.
Германские корабли поддерживали огнем свой левый фланг (огневая позиция находилась в бухте Киаочао), пока японцы не подвезли тяжелые орудия. После этого канонерки не могли действовать свободно. Самым ярким эпизодом в ходе действий на море стал прорыв миноносца № 90.
В сложившейся ситуации единственной реальной боевой единицей защитников Циндао был эсминец № 90 капитан-лейтенанта Бруннера. Ни “Кайзерин Элизабет”, ни канонерки не могли сделать абсолютно ничего. № 90 был старым угольным миноносцем, по случаю войны повышенным в звании до эсминца. Но все-таки он имел какие-то шансы на проведение успешной торпедной атаки. Сначала планировалось атаковать японские корабли во время обстрела ими береговых позиций, но командование быстро пришло к правильному заключению о безнадежности дневной торпедной атаки одиночным кораблем. Поэтому к середине октября был выработан новый план. Капитан-лейтенант Бруннер должен был ночью незаметно выскользнуть из гавани и постараться пройти незамеченным первую линию дозоров. Связываться с эсминцами противника не было никакого смысла. Он должен был атаковать один из крупных кораблей на второй или третьей блокадных линиях. После этого № 90 должен быть прорываться в Желтое море и уходить в один из нейтральных портов, например в Шанхай. Там можно было попытаться дозаправиться углем, чтобы снова атаковать блокадные силы, на сей раз со стороны моря.17 октября в 19.00, после наступления темноты, № 90 вышел из гавани, хотя волнение было довольно сильным. Миноносец прошел между островами Дагундао и Ланьдао и повернул на юг. Через 15 минут справа по носу были замечены 3 силуэта, которые двигались на пересечку на запад. Бруннер немедленно повернул вправо. Так как № 90 следовал средним ходом, ни искры из труб, ни бурун его не выдали. Германский корабль прошел под кормой группы японских эсминцев. Бруннер сумел проскочить сквозь первую линию блокады. В 21.50 № 90 повернул на запад в надежде встретить какой-либо из крупных кораблей. Скорость немцы по-прежнему не повышали. В 23.30 Бруннер повернул па обратный курс, чтобы еще до наступления рассвета вернуться в гавань, двигаясь под берегом со стороны полуострова Хайси, если только не будет встречи с противником. 18 октября в 0.15 на расстоянии 20 кабельтов был замечен большой силуэт корабля, следующего контркурсом. № 90 повернул на параллельный курс. Цель двигалась со скоростью не более 10 узлов. Так как вражеский корабль имел 2 мачты и 1 трубу, Бруннер решил, что встретил броненосец береговой обороны. В действительности это был старый крейсер “Такатихо”, который в эту ночь имеете с канонерской лодкой “Сага” нес дозорную службу на второй блокадной линии. Бруннер чуть отвернул к югу, дал полный ход и с дистанции 3 кабельтова выпустил 3 торпеды с интервалом 10 секунд. Первая из них попала в носовую часть крейсера, вторая и третья — в середину. Японцы были застигнуты врасплох. Прогремел ужасный взрыв, который буквально разорвал крейсер на куски. Погиб 271 человек, в том числе командир корабля. № 90 повернул на юг. Хотя “Такатихо” не успел сообщить, по радио об атаке, огромный столб пламени был и идеи очень далеко. Бруннер не сомневался, что японцы бросятся в погоню, и не стал пытаться прорываться обратно в Циндао. Он взял курс на юго-запад, примерно в 2.30 разошелся с японским крейсером, спешившим на север. Рано утром миноносец выбросился на камни возле мыса Тауэр примерно в 60 милях от Циндао. Бруннер торжественно спустил флаг, после чего команда высадилась па берег и пешим строем двинулась в направлении Нанкина, где и была интернирована китайцами.
Осада Циндао велась медленно и методично: осадная артиллерия разрушала укрепления, отдельные отряды и разведбатальоны прорывались между германскими позициями. Перед решающим штурмом, была проведена 7-дневная артподготовка, особенно усилившаяся с 4 ноября. Было выпущено 43500 снарядов, в том числе 800 снарядов калибра 280 мм. 6 ноября японцы пробили проходы через ров у центральной группы фортов, японские штурмовые отряды вышли в тыл германских укреплений на горе Бисмарк и западнее горы Ильтис. Все было готово для решающего штурма, но 5.15 утра 8 ноября комендант, губернатор Мейер-Вальдек отдал приказ прекратить сопротивление. Последними в 7.20 утра сдались защитники форта на горе Ильтис.
Потери сторон
Расчеты германского командования на длительное сопротивление (2-3 месяца активных боев) Циндао не оправдались. Крепость держалась 74 дня (с 27 августа по 8 ноября), но реальные боевые действия на суше велись 58 дней (с 11 сентября по 8 ноября), из которых только 44 дня (с 25 сентября по 8 ноября) пришлись на непосредственные бои под Циндао. Причинами столь недолгого сопротивления укрепленной крепости, являются не только умелые действия японских офицеров и солдат (напомним, что высадка и развертывание японского осадного корпуса велась очень медленными темпами), но и отсутствия у руководства германской обороной воли к жесткой обороне. Об этом красноречиво говорит число пленных и захваченного имущества.
В плену оказалось 202 офицера и 4470 солдат, захвачено 30 пулеметов и 40 автомашин (боле значительное имущество было уничтожено перед капитуляцией). Потери оборонявшихся составили около 800 человек. Возможности обороны отнюдь не были исчерпаны.
Японские войска потеряли более 2000 человек (Японская армия потеряла 414 человек убитыми и 1441 ранеными, флот потерял 317 моряков и 76 были ранены, в основном на “Такатихо”). Заметные потери понесла 2-я эскадра Японии (сторожевой корабль "Такачихо", тральщики “Нагато-мару № 3”, “Коно-мару”, “Коё-мару”, “Нагато-мару № 6”, в другом списке потерь указаны эсминец “Сиротаэ”, миноносец и 3 тральщика). Кроме того, уже после капитуляции Циндао, 11 ноября подорвался на минах и затонул миноносец № 33.
Японский флот в Тихом океане
Осада Циндао была самым значительной операцией японских вооруженных сил в Первой Мировой войне, однако, этим участие Японии в войне не ограничилось. Сразу же после начала войны вице-адмирал Тамин Ямая послал линейный крейсер “Конго” к Мидуэю, чтобы контролировать коммуникации, проходящие через этот район. Броненосный крейсер “Идзумо”, находившийся у берегов Мексики, получил приказ защищать союзное судоходство у берегов Америки. 26 августа адмирал Тамин направил броненосный крейсер “Ибуки” и легкий крейсер “Тикума” в Сингапур, чтобы усилить флот союзников в Юго-Восточной Азии. “Тикума” принял участие в поисках крейсера “Эмден”, которые велись в Голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе. Адмирал Мацумура Тацуо вместе с линкором “Сацума” и крейсерами “Яхаги” и “Хирадо” патрулировал на морских коммуникациях, ведущих в Австралию.
Действия крейсера-рейдера "Эмден" заставили броненосный крейсер "Ибуки" уйти в Веллингтон (Новая Зеландия). В дальнейшем этот крейсер занимался сопровождением транспортов с войсками АНЗАКа (Австралийско-новозеландский корпус) на Средний Восток (обычно японские корабли доходили только до Адена). Японцы также обеспечивали перевозку французских войск из Индокитая.
В октябре 1914 года японская эскадра адмирала Точиная Сёдзиро, усиленная британскими кораблями, искала германские рейдеры в Индийском океане. В распоряжении адмирала находились крейсера “Токива”, “Якумо”, “Ибуки”, “Икома”, “Ниссин”, “Тикума”, “Хирадо”, “Яхаги”. 1 ноября 1914 года японцы согласились с просьбой англичан ввести патрулирование зоны к востоку от 90-го меридиана. Большая часть эскадры адмирала Точиная и прибывшие из Циндао корабли до конца месяца охраняли указанный район. После прибытия в Гонолулу германской канонерки “Гейер” броненосец “Хидзен” и крейсера “Асама” подошли к порту и находились там, пока 7 ноября “Гейер” не был интернирован американскими властями. Потом “Хидзен” и “Асама” вместе с “Идзумо” начали прочесывать берега Южной Америки, пытаясь найти германские корабли.
Среди прочего, стоит отметить оказанную Японией Антанте помощь поставками вооружения в Европу в 1914 году. В 1914 году Япония вернула России 2 броненосца и крейсер, захваченные во время русско-японской войны.
Результаты войны в 1914 году для Японии были достаточно удачны: занятие ряда островов севернее экватора, важного плацдарма в Китае, широкое военное присутствие на Тихом океане. И всё это при очень ограниченном использовании своих военных сил. Однако, до политического признания этих завоеваний было еще далеко. После занятия Циндао, которое, по договоренности, Япония обещала передать за плату Китаю, возникли трения с Великобританией, т.к. выполнять свои обещания Япония не собиралась. Австралия и Новая Зеландия были крайне не довольны занятием Японией островов в Тихом океане.
1915 год
Этот год Япония начала с предъявления Китаю целого ряда политических и экономических требований. 18 января 1915 Япония предъявляет Китаю «Двадцать одно требование» на территориальные, экономические и политические права в Китае. Когда президент Китая Юань Шикай организовал утечку информации об этих требованиях в зарубежную печать с тем, чтобы привлечь внимание к претензиям Токио на слишком большое влияние и привилегии в Китае, Англия и Соединенные Штаты направили Японии протест. Согласившись снять некоторые требования, Токио заставил Юаня признать оставшиеся и закрепить их в договорах и соглашениях, подписанных 25 мая 1915 г.
Сколько бы значительных военных операций в этом году японские вооруженные силы не проводили. В феврале 1915 года, когда в Сингапуре вспыхнул мятеж индийских частей, с кораблей эскадры адмирала Цучия Мацуканэ (крейсера “Цусима” и “Отова”) был высажен десант морской пехоты, который вместе с британскими, французскими и русскими войсками подавил мятеж. В том же 1915 году японский флот оказал большую помощь в охоте за германским крейсером “Дрезден”. Он также охранял принадлежащий американцам порт Манила, чтобы германские корабли не могли им воспользоваться. В течение всего года японские корабли, базирующиеся в Сингапуре, патрулировали в Южно-Китайском морс, море Сулу и у берегов Голландской Ост-Индии.
Дипломатические контакты выразились в попытках Германии начать сепаратные переговоры с Японией, и были также два обращения Великобритании, с просьбой прислать японскую эскадру в Средиземное море и на Балтику, но ничего из этого не дало результатов.
1916 год
В феврале 1916 года сэр Эдуард Грей снова запросил помощи у японцев. После гибели нескольких судов на минах, поставленных германскими вспомогательными крейсерами, требовалось увеличить число кораблей, охотящихся за этими рейдерами. Японское правительство отправило в Сингапур флотилию эсминцев, чтобы охранять имеющий огромное значение Малаккский пролив. Для патрулирования в Индийском океане была выделена дивизия крейсеров. Корабли японского 3-го флота патрулировали в Индийском океане и у Филиппин. Крейсера “Яхаги”, “Ниитака”, “Сума”, “Цусима” и флотилия эсминцев патрулировали в Южно-Китайском море, море Сулу и у берегов Голландской Ост-Индии. В нескольких случаях японские корабли выходили к острову Маврикий и к берегам Южной Африки. Наиболее сильные и современные легкие крейсера “Тикума” и “Хирадо” сопровождали войсковые конвои из Австралии и Новой Зеландии.
Продолжилось в 1916 году и экономическое взаимодействие: В декабре 1916 года Великобритания приобрела у Японии 6 торговых судов вместимостью 77500 GRT.
3 июля 1916 в Петрограде был подписан русско-японский договор о союзе между Россией и Японией сроком на 5 лет. Стороны обязались не заключать сепаратного мира, консультироваться друг с другом по поводу акций, которые могут потребоваться, если территориальные права или интересы каждой из сторон подвергнутся угрозе со стороны третьей силы в Азии. Германия в этом году продолжила зондажи в вопросе заключения сепаратного мира с Японией.
1917 год
В 1917 г. Япония попыталась закрепить недавние достижения в Китае и на Тихом океане путем улучшения отношений с Англией и Соединенными Штатами.
В Средиземном море
В конце 1916 - начале 1917 гг. участились требования Антанты направить японские военно-морские силы в Средиземное море. В январе Токио согласилось послать свои военные корабли в Средиземное море в обмен на признание Лондоном японских прав на бывшие германские владения на Шаньдуне и тихоокеанских островах к северу от экватора.11 марта первые японские корабли под командованием адмирала Сато Кодзо покинули Сингапур. Сато повел на Мальту легкий крейсер “Акаси” и эсминцы “Умэ”, “Кусуноки”, “Каэдэ”, “Кацура”, “Касива”, “Мацу”, “Суги” и “Сакаки”, которые все вместе составляли 10-ю и 11-ю флотилии эсминцев. По пути через Индийский океан соединение приняло участие в поиске германских рейдеров и прибыло в Аден 4 апреля. 10 апрели Сато и отпет на настоятельные просьбы англичан согласился отконвоировать британский войсковой транспорт “Саксон”. Он вышел из Порт-Саида на Мальту в сопровождении “Умэ” и “Кусуноки”. Остальные корабли японской эскадры последовали за ними и начали действия против германских и австрийских подводных лодок, которые угрожали транспортам союзников на Средиземном море.
10-я и 11-я флотилии прибыли на Мальту в самый плохой для союзников период. В апреле 1917 года на Средиземном море союзники потеряли 218000 тонн, что составило 7 % потерь за все время войны. Союзникам отчаянно не хватало транспортов, и они всерьез рассматривали идею сократить количество судов, идущих через Средиземное море, направив их вокруг мыса Доброй Надежды, и эвакуировав британские войска из Салоник. Прибытие 1 крейсера и 8 эсминцев адмирала Сато не могло переломить ситуацию на Средиземном море. Тем не менее, японцы получили важнейшую задачу — сопровождать войсковые транспорты, которые везли подкрепления во Францию. Французская армия была обескровлена после бесплодных наступлений под Аррасом и Шампани. Появление японских кораблей на Мальте позволило союзникам ускорить отправку транспортов. Японские корабли сопровождали транспорты из Египта прямо но Францию. На Мальту они заходили только, если конвои формировались на этом острове.
В июне 1917 года крейсер “Акаси” был отозван. Его заменил старый броненосный крейсер “Идзумо”. Вместе с ним на Мальту прибыли эсминцы “Каси”, “Хиноки”, “Момо” и “Янаги”. Так как подводные лодки на Средиземном море действовали все активнее, японскими моряками были временно укомплектованы 2 британские канонерки, названные “Токио” и “Сайкио”, и 2 эсминца, названные “Канран” и “Сэндан”. Численность японской эскадры на Средиземном море достигла максимума и равнялась 17 кораблям. Помощь японцев оказалась особенно важна, когда в 1918 году начали весеннее наступление на Западном фронте. Англичанам пришлось перебросить большое количество войск со Среднего Востока в Марсель. Японские корабли в критические месяцы апрель и май помогли переправить через Средиземное море более 100000 британских солдат. Кризис завершился, и японские корабли занялись обеспечением перевозки войск из Египта в Салоники, где союзники готовили осеннее наступление. До конца войны японская эскадра провела через Средиземное море 788 транспортов союзников и помогла перевезти более 700000 солдат. Японская эскадра имела 34 столкновения с германскими и австрийскими подводными лодками, в которых получили повреждения эсминцы “Мацу” и “Сакаки” (11 июня 1917 года австрийская подводная лодка U-27 атаковала союзный конвой возле Крита. Он подкрался к цели буквально на 200 метров и выпустил торпеду. Она попала в эсминец “Сакаки” между передними трубами и разворотила носовую часть корабля. Его экипаж собрался в носовых кубриках на обед и потому понес огромные потери. Взрыв и начавшийся пожар унесли жизнь 67 моряков и командира эсминца. Но, несмотря ни на что, корабль остался на плаву и добрался до Пирея.).
Японские корабли оставались в европейских водах до мая 1919 года. После перемирия Вторая Специальная Эскадра адмирала Сато присутствовала при сдаче германского флота. Крейсер “Идзумо” и эсминцы “Хиноки” и “Янаги” вышли с Мальты в Скапа Флоу, чтобы охранять германские корабли и отвести в Японию 7 трофейных подводных лодок, выделенных Японии. Сато отправил эсминцы “Кацура”, “Мацу”, “Сакаки”, “Каэдэ” в Бриндизи, чтобы помочь в процедуре капитуляции германских и австрийских кораблей на Средиземном море. В декабре 1918 года он направил броненосный крейсер “Ниссин” вместе с 8 эсминцами в Константинополь. Оставив там эсминцы “Касива”, “Канран” и “Сэндан” (последние два следовало вернуть Королевскому Флоту в 1919 году), эскадра вернулась на Мальту. Там она получила приказ сопровождать в Японию переданные ей в качестве репараций германские подводные лодки. Сато отправил “Умэ” и “Кусуноки” патрулировать в Адриатике и направился в Англию, собирая по дороге остальные японские корабли. 5 января 1919 года японская эскадра покинула Портленд. К флоту Сато присоединились “Идзумо”, “Хиноки”, “Янаги” и 7 германских подводных лодок. В конце марта на Мальте к ним присоединились “Умэ” и “Кусуноки”. Плавучая база “Кванто” обеспечивала базирование лодок на Мальте. Вместе с крейсером “Ниссин” и 2 флотилиями эсминцев она повела лодки в Японию. Все корабли без происшествий прибыли в Йокосуку 18 июня 1919 года. “Идзумо” и последняя группа эсминцев покинули Мальту 10 апреля, чтобы совершить небольшое плавание по Средиземному морю. Они посетили Неаполь, Геную, Марсель и несколько других портов и вернулись на Мальту 5 мая. Через 10 дней последние японские корабли направились домой и 2 июля 1919 года благополучно прибыли в Йокосуку.
Действия японских кораблей на Средиземном море заслуживают самой высокой оценки. Японские эсминцы провели в море 72 % времени, что является самым высоким показателем для всех воюющих флотов. Англичане проводили в море только 60 % времени, французы и греки — не более 45 %. Британские офицеры считали, что японские корабли действовали очень хорошо, по крайней мере, они не отклонялись от плана. Послевоенные заявления, что японцы “действовали хуже наших моряков”, когда сталкивались с неожиданной ситуацией, являются предвзятыми и не подтверждаются документами. Мы имеем примеры чисто японского понимания долга. Несколько японских командиров совершили харакири, когда погибли сопровождаемые ими транспорты.
В океанах
В феврале 1917 года японцы согласились расширить свое участие в войне и распространить зону патрулирования своего флота до мыса Доброй Надежды. Японский флот также включился в защиту судоходства у восточных берегов Австралии и Новой Зеландии. В этих операциях участвовали крейсера “Идзумо”, “Ниссин”, “Тонэ”, “Ниитака”, “Акаси”, “Якумо”, “Касуга”, “Тикума”, “Сума”, “Ёдо” и 3 флотилии эсминцев.
После вступления в войну, США были вынуждены на время "забыть" свою антияпонскую политику(Американские лидеры обвиняли Японию в нечестном поведении, попытках добиться политических и территориальных преимуществ в Китае), т.к. Соединенные Штаты обнаружили, что зависят от благожелательного отношения Японии и ее помощи на Тихом океане. Японская миссия в Вашингтоне, которую возглавлял Исии Кикудзиро, заключила соглашение, которое позволило американцам перевести часть кораблей в Атлантику на помощь англичанам. По секретному соглашению японские корабли патрулировали гавайские воды до конца войны.
В октябре 1917 года броненосный крейсер “Токива” заменил самый крупный американский корабль на Гавайях — броненосный крейсер “Саратога”.
Военно-экономическое сотрудничество
В 1917 году Япония за 5 месяцев построила для Франции 12 эсминцев типа “Каба”. Японские моряки привели эти корабли на Средиземное море и передали французам. В мае 1917 года англичане попросили японцев доставить в Европу завербованных китайских рабочих. Немного позднее Япония и Соединенные Штаты пришли к соглашению о строительстве на японских верфях торговых судов общей вместимостью 371000 GRT для американского Комитета по судоходству. Хотя война закончилась раньше, чем они были построены, Япония все-таки достроила их. Кроме того, Япония передала в распоряжение союзников часть своего торгового флота. Однако, попытка Великобритании приобрести (в середине 1917 года) у Японии 2 линкора для возмещения потерь не удалась
Дипломатия
Ситуация в России потребовала выработки новых схем в системе международных отношений. Уже 2 ноября в Вашингтоне заключено американо-японское соглашение Лансинга — Исии о признании США «особых интересов» Японии в Китае. Секретные статьи оговаривали совместные действия на Дальнем Востоке И в Сибири (До Иркутска).
1918 год
В течение 1918 г. Япония продолжала расширять свое влияние и привилегии в Китае. Другим важным направлением японской политики была Россия (интервенция на Дальний Восток началась 12 января 1918 года). Что же касается участия в Первой Мировой войне, то, помимо действий Средиземноморской эскадры, продолжалось патрулирование Тихого и Индийского океана. В августе 1918 года крейсер “Асама” сменил “Токиву” и обеспечивал безопасность Гавайских островов до, своего возвращения в Японию в феврале 1919 года. Собственно, на этом и закончилась Первая Мировая война (с точки зрения японской геополитики война в 1918 году продолжалась, так сказать, по инерции). для Японии.
Итоги войны:
В целом мировая война 1914-1918 годов позволила Японской империи оправдать своё звание: из региональной державы она превратилась, если не в мировую державу, то, по крайней мере, стать мощной доминантой в Азии и в Тихом океане. К концу 1918 г. японские войска в дополнение к бывшим германским владениям на Шаньдуне и в Тихом океане занимали часть территории собственно Китая, часть Северной Манчжурии и часть Восточной Сибири. Однако, не всё было так гладко, закрепление в азиатской России и Китае еще далеко не было завершено. Внутриполитическая ситуация в самой Япония была не простой - с августа 1918 года страну сотрясали т.н. "рисовые бунты". Определенными последствиями войны стали новые отношения со вчерашними союзниками, прежде всего, с Великобританией и США. Взаимная неприязнь и враждебность привела к разрыву англо-японского союза в 1921 году (сразу после окончания совместных действий в России). Для США Япония и не переставала быть потенциальным врагом. Это привело к сближению Японии и Германии. Последствия и результаты новых, послевоенных реалий всем хорошо известны.
Потери
Сколько либо точно определить потери Японии в Первой Мировой войне не представляется возможным. В литературе, еще с 1920-х годов, распространились две, явно не полные цифры. Одна, 300 погибших, - вообще не поддается анализу, она взята, видимо просто с потолка. Другая указывает 1 тыс. человек погибших. Скорее всего, имеется ввиду потери у Циндао: 731 убитых (414 в армии+317 во флоте), далее имея более 1500 раненых, можно считать, что не менее 100 человек умерли от ран (процент умерших от ран в Первую мировую составлял 5-7%), остаток в 2 сотни человек, видимо - санитарные потери, а именно умершие от болезней и несчастных случаев. Для армии в 35 тыс. человек, полпроцента умерших от болезней за несколько осенних месяцев 1914 года вполне допустимо (в русско-японскую войну соотношение в японской армии между убитыми и умершими от ран к умершими от болезней составлял 2:1).
Источники:
Больных А.Г. Морские битвы Первой мировой: На океанских просторах. — М.: АСТ, 2002
Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил Европейских стран в войнах 17-го-20-го веков (Историко-статистичекое исследование). Полигон. АСТ Санкт-Петербург. Москва, 1998.-560с., илл.(40с.). - (Военно-историческая библиотека).
Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов. - М.: Вече, 2001. - 576 с., илл.(16 с.) (Военные тайны ХХ века)
|