история войн и военных конфликтов


Главная страница » XX век » XX век » Фолклендская война » Фолкленды 1982 - Авиация топит корабли

Фолкленды 1982 - Авиация топит корабли

Фолклендская война

(также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война) Воздушное сражение 23-24 мая 1982

23 мая аргентинская авиация в очередной раз нанесла массированный удар по английским кораблям.

72 самолета нанесли мощный удар, пытаясь уничтожить британскую эскадру. Фрегат “Бродсуорд” получил попадание бомбой, пробившей насквозь корпус и уничтожившей вертолет в ангаре. Следующей жертвой стал его собрат “Антелоуп”, разрушенный двумя бомбами. Один из штурмовиков, летевших на предельно низкой высоте, снес его мачту и сам рухнул в море. Пылающий фрегат пошел на дно на следующий день(при разряжении одной из бомб произошел взрыв. В результате взрыва вышла из строя корабельная электростанция, возник пожар, затем последовали взрывы боеприпасов, после чего корабль затонул). Еще две неразорвавшихся бомбы оказались в трюме ЭМ УРО "Энтрим".

Взрыв на Антилоуп

На Antelope погибло 1-2 человека, 5 ранено, еще 7 моряков ранено 24 мая при эвакуации.

Над Фолклендами появлялись и "Даггеры". Около 15.00 к Фолклендам отправились три пары истребителей "Даггер". Одна из них, ведомая м-ром Мартинесом, была атакована «Си Харриерами». Мартинесу удалось уйти, но его напарник теньенте Вольпони не сумел проявить подобной прыти и погиб после попадания в его машину ракеты «Сайдвиндер». Этот "Даггер" записал на свой счет летчик 800-й АЭ М. Хейл (ZA 194/94).

Попытались 23 мая нанести удар по британским кораблям и "Супер-Этендары". В 15.00 из Рио-Гранде стартовали капитан-де-корбета Р.Аготерай (на 3-А-202) и теньете-де-фрагата Р.Мариани (на 3-А-203). Как и положено, в 15.45 они дозаправились от "Геркулеса". Однако, прибыв к Фолклендам, летчики не смогли отыскать противника, хотя четырежды включали РЛС. С чувством глубочайшей досады им пришлось вернуться на базу.

Английские летчики в процессе поддержки сухопутных войск наносили удары по наземным целям. Жертвами пилота 800-й эскадрильи Д. Моргана (ZA 192/18) стали два вертолета "Пума" и самолет Augusta А, пилот Дж. Лиминг (800-я АЭ, ZA 191/18) также уничтожил на земле Augusta А.

Всего 23 мая по английским данным уничтожены 8 аргентинских самолетов и вертолет. По американским данным было уничтожено 9-10 самолетов. Английские потери выразились в одном поврежденном аргентинским самолетом A-4B (пилот Carbalo) вертолете "Линкс". Но были не боевые потери: возвращаясь с бомбежки, потерпел крушение в море "Си Харриер" лейтенанта Гордон Батт.

24 мая воздушная битва продолжилась. Единственным успехом этого дня для аргентинцев стали точные бомбовые удары по десантным кораблям Sir Lancelot и Sir Galahad, но бомбы в очередной раз не взорвались и работа судов нарушена не была.

24 мая над Сан-Карлосом работали десять «Даггеров». Поначалу прибыла четверка к-на М.Хонсалеса, которой не удалось выполнить задание из-за отказов бомбосбрасывателей. Через 50 минут прилетела тройка к-на Дельепьяне. Все шесть доставленных ею 227-кг ОФАБ покинули держатели, но в цель не попали. И уж совсем не повезло тройке м-ра Пуги: с ней расправились «Си Харриеры», при этом погиб теньенте К.Кастильо. Этот успех достался пилотам 800-й АЭ: два самолета сбил Э. Олд (A.Auld, XZ 457/14), третий "Даггер" - на счету Д. Смита (ZA 193/93).

Всего 24 мая аргентинской стороной было потеряно 7 самолетов (британцы заявили о 9 самолетах). Кроме того, при патрулировании материкового побережья потерпел аварию самолет "Пукара" из состава G4A. 24 мая борт А-540 потерпел над морем катастрофу, в которой погиб пилотировавший его теньенте Валько. Были аварии и у британцев - 24 мая разбился "Си Харриер" при взлете с "Гермеса", лейтенант Ватт погиб.

25 мая - национальный праздник в Аргентине

Этот день (был вторник) стал кульминационным в ходе воздушного сражения над Фолклендами в конце мая 1982 года.Аргентинской авиации удалось добиться серьезных успехов.

В 9.00 во 2-ю эскадрилью "Супер-Этендаров" поступило донесение о том, что приблизительно в 110 милях к северо-востоку от Порт-Стэнли находится группа британских кораблей, в составе которой есть авианосец. Информацию выдавал оперативный центр на архипелаге, оснащенный радаром AN/TPS-43. Около 10.00 пилоты капитан-де-корбета Курилович (3-А-203) и теньете-де-навио (капитан-лейтенант) Барраса (3-А-204) пошли на взлет, но его пришлось прервать, поскольку оказался не готов экипаж заправщика. Вылет перенесли на послеполуденное время. В 14.30 "ударники" покинули Рио-Гранде и взяли курс на северо-восток. В 15.00, находясь в 610 км от кораблей противника, они встретились с танкером, дозаправились, затем повернули на юго-восток и со скоростью 923 км/ч устремились к вражескому флоту. Самолеты снизились до 30 м и разомкнулись по фронту на дистанцию до 2,4 км, временами увеличивая ее до 3,2 км. В 16.28 Курилович впервые включил РЛС. На расстоянии 69 км он обнаружил британские корабли, в т. ч. - два крупных. В 16.32 летчики произвели пуски ракет: сначала сработал ведущий, а через одну-две секунды - ведомый. "Экзосэты" устремились к двум большим целям, но пилоты отказались от наблюдения за результатами атаки и, развернув свои машины, стали уходить. 113 км они прошли на высоте 30 м со скоростью 1108 км/ч, а затем перешли на крейсерский режим полета. В 17.25 произошла дозаправка от КС-130, и еще через 1 час 12 минут летчики были в Рио-Гранде и принимали поздравления от сослуживцев, которые уже знали результаты их рейда.

Профиль полета самолетов “Супер Этандар” при атаке британских кораблей 25 мая 1982 года.

1.Взлет “Супер-Этандаров” “З-А-203” и “З-А-204” с авиабазы Рио-Гранде

2.Выход в район дозаправки

З.Дозаправка от КС-130

Далее следовали снижение до высоты 30 м, выход в район расположения британских кораблей с наименее вероятного направления (наведение

осуществлялось самолетом С-130(4) и пуск ракет по авианосцуHMS “Гермес”(6). Пуск (5) был осуществлен с высоты 15 м на удалении 48 км.

Атакованными кораблями оказались авианосец "Гермес" и контейнеровоз "Атлантик Конвейер". Англичане снова не ожидали противника. Лишь примерно за минуту до попадания первой ракеты операторы РЛС фрегата "Эмбаскейд" обнаружили обе АМ39 и подняли тревогу. С кораблей начали быстро отстреливать дипольные отражатели, в результате чего шедшая к "Гермесу" ПКР сошла с курса. Дальше все получилось, как в страшном сне: эта ракета перенацелилась и попала в контейнеровоз. А за мгновенье до этого "Атлантик Конвейер" поразила первая АМ39.

Как известно, это судно было переоборудовано во вспомогательный авианосец. На его верхней палубе находились цистерны с топливом для самолетов и вертолетов, установки с жидким кислородом. Во внутренних помещениях, среди прочих "прелестей", размещалось по 500 баллонов с ацетиленом и кислородом. Ракеты пробили главную палубу в кормовой части по левому борту и попали в хранилище этих баллонов. Они взорвались, возник сильный пожар, быстро распространившийся по кораблю. Попытки его погасить оказались безуспешными и после гибели 12 человек, в т. ч. капитана, "Атлантик Конвейер" пришлось покинуть. Огонь бушевал двое суток, после чего выгоревшие остатки корабля держались на плаву еще четверо суток. Это была серьезная потеря для англичан: уничтоженными оказались 10 вертолетов (шесть "Уэссексов" 848-й АЭ вместе с тремя СН-47С "Чинук" из состава ВВС и одним "Линксом" 815-й АЭ) и большие запасы авиатоплива, вооружения, боеприпасов и разного имущества. Был уничтожен запас кассетных бомб для “Харриеров”, 4500 палаток, стальные решетки, необходимые для строительства временного аэродрома. в том числе. Позже аргентинцы на заявление британцев о случайном потоплении контейнеровоза ответили, что целенаправленно провели операцию против "Атлантик Конвейера", поскольку знали о характере груза на нем.

Другой жертвой аргентинской авиации стал 25 мая эсминец "Ковентри". Находящийся севернее Западного Фолкленда эсминец “Ковентри” в 18.00 был атакован 4 “Скайхоками”, подойдя со стороны берега на высоте 15м. Самолеты были обнаружены корабельной РЛС на удалении 18 км. Корабельные ракеты “Си Дарт” сбили два штурмовика, но третий добился роковых попаданий. Он прорвался, так как после первого залпа спаренной пусковой установки отказала система перезаряжания. В эсминец попали три бомбы(454-кг), через 5 мин. крен корабля на левый борт достиг 50°. Через 15 минут “Ковентри” имел крен 70 градусов на левый борт, а в 18.30 перевернулся и затонул. 19 человек экипажа погибли, 23 были ранены.

Капитан Ковентри

Несколько кораблей британцев были повреждены. В эсминец Broadsword попала бомба, но она не взорвалась. 25 мая - знаменательный день, но успехи аргентинцев оказались не последними.

11 июня лайнер "Куин Элизабет-2" эвакуирует экипажи потопленных британских кораблей (700 человек с "Ковентри", "Ардента" и "Антилоуп"). Пункт прибытия Саутгемптон.

На сухопутном фронте за 22-25 мая наблюдалось крайне медленное расширение плацдарма у Сан Карлоса, но вскоре англичане перейдут в свое первое наступление.