|
Фолкленды 1982 - 80 километров за две недели
Фолклендская война
(также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война) По пути к Порт-Стенли: дорога в две недели
Пока 2-й парашютный батальон сражался у Гус Грин, 3-й парашютный батальон, двигаясь на танках от Blues и Royals поворачивает на Тил Интел.
Морская пехота продвигалась по горной гряде, чтобы занят важные высоты. Так на горе Усборн была установлена батарея ПВО. Против этой батареи совершила рейд 601-я рота аргентинских коммандос (она охраняла аэродром на острове Пеббл после рейда британцев). В ходе рейда было уничтожено несколько вертолетов. В дальнейшем бойцы 601-й роты будут организовывать засады и корректировать огонь артиллерии.
Но отдельные акции аргентинцев не могли изменить общую обстановку на фронте: британцы наступали. 30 мая 45-й батальон коммандос занял поселок Дуглас, а 3-1 парашютно-десантный батальон занял Тил Интел. Ночью 30-31 мая эскадрон "D" 22-го полка коммандос высадился с вертолетов на гору Кент. Один вертолет был серьезно поврежден. Вскоре высоту займут солдаты роты "К" 42-го батальона коммандос вооруженные 81-мм минометами и тремя легкими орудиями. Занятие этой важной вершины стало началом блокады Порт-Стенли (Гора Кент в 12 милях от Порт-Стенли).
1 июня 19 морских пехотинцев атакуют высоту Top Malo House, защищаемую 17-тью аргентинцами. В ходе боя 5 аргентинцев было убито, 7 ранено, остальные сдались. Среди англичан трое получили ранение.
Подкрепление
К началу последнего месяца войны на ТВД прибыла 5-я мотобригада ( командующий генерал Тони Уилсон). Сначала лайнер "Куин Елизабет II" прибыл в Грютвикен, где подразделения бригады ссаживали на корабль "Норланд" и отправляли к Сан Карлос.
Утром 1 июня у Сан Карлос высадился 1-й батальон гурков. Рота "D" заняла позиции на горе Сассекс, остальные роты высадили у Гус Грина и Порт-Дарвина. Разведчики 1-го батальона неделю проводили патрулирование между Сан Карлос и Порт-Стенли. 7 июня во время одного из рейдов патруль гурков из трех человек во главе с унтер-офицером пленил 7 аргентинских солдат.
Вообще патрулирование приводило к частым стычкам, так группа из состава 602-й роты спецназа Аргентины в количестве 12 человек завязала бой с патрулем из 19 британцев. В ходе получасового боя двое аргентинцев погибли, 6 ранены, а вся группа сдалась в плен. У британцев было двое раненых.
Батальоны Шотландских и Валлийских гвардейцев до поры оставили на судах - им предстояло высадиться под носом у врага.
Высадка у Фитцроя: 2-8 июня 1982
Хотя аргентинцы были блокированы в районе Порт-Стенли и окрестностей, их еще предстояло разгромить. Для этого требовалось быстро перебросить войска и амуницию к районы сосредоточения, но между Сан Карлос и Порт-Стенли лежал труднопроходимый горный массив, практически лишенный дорог. Тогда командования экспедиционных сил решило перебросить основную массу войск морем и передовые части по воздуху. Для такой операции идеально подходил район близ городка Фитцрой, что чуть юго-западнее Порт-Стенли.
Вопрос о наличии в городке аргентинцев был решен довольно оригинально - просто позвонили местному жителю.
2-3 июня у Фитцроя с вертолетов высадили роты 2-го парашютного. 5 июня на корабле Intrepid в район городка Блав Коуф(Bluff Cove), что рядом с Фитцроем, были переброшены Шотландские гвардейцы. 6 июня британцы сосредоточились в этих пунктах, создав плацдарм. В тот же день в Блав Коуф перебросили полбатальона Валлийских гвардейцев(вторую половины по ошибке отправили обратно на Fearless в Сан Карлос)
8 июня от Сан Карлос отошла группа британских судов. На одном из них - "Сэр Галлахед" - находилась часть батальона Валлийских гвардейцев (рота поддержки), а также полевой госпиталь 5-й бригады и боеприпасы. Гвардейцев решили высадить в Фитцрое, а не в Блав Коуф, как планировалось ранее. Валлийцы отказались высаживаться т.к. часть их амуниции находилось в Блав Коуф. Это в купе с задержкой привело к трагедии - 8 июня в результате налета аргентинской авиации был потоплен "Сэр Галлахед", 33 гвардейца погибли, 46 были ранены.
Обеспечив себе плацдарм у Фитцроя британцы могли начинать наступление на Порт-Стенли. Воздушная работа 29 мая - 5 июня 1982 года
Со дня начала активных наступательных операций англичан - 28 мая - британская авиация и корабли усилили удары по Порт-Стенли. Штурмовка продолжалась 29 и 30 мая.
В результате этих действий были например уничтожены либо повреждены ряд самолетов "Пукара": А-509, А-513, А-514, А-516, А-528, А-532. Потери могли быть гораздо большими, но аргентинцы рассредоточивали самолеты по различным участкам авиабазы и на нескольких дорогах.
Несли потери и британцы. 30 мая командир этой эскадрильи Поук не дотянул 72 км до "Гермеса" на своем "Харриере" GR.3 с бортовым номером XZ 972. Топливный бак был пробит, и на возвращение не хватило горючего. Поук катапультировался и через 10 минут был поднят на борт спасательного вертолета.
Были потери и по причине аварий. 29 мая при взлете с авианосца "Инвинсбл" разбился самолет "Си Харриер", пилот катапультировался.
29 мая «Даггеры», пилотируемые к-ном Хонсалесом и теньенте Бернгардом, прибыли к Фолклендскому проливу бомбить корабли. Летчики довольно долго искали цели и уже собирались ложиться на обратный курс, когда внезапно Хонсалес заметил в северном направлении силуэт крупного корабля и быстро развернулся в его сторону. Бернгард слегка замешкался с разворотом, немного поотстав от ведущего. Несколько секунд спустя его машина была поражена ЗУР, выпущенной с берега. Летчик погиб. Это оказалась последняя потеря 6-й ИАГ в той войне.
29 мая аргентинский "Геркулес" бомбил танкер British Wye, по попавшая в корабль бомба не взорвалась.
31 мая англичане заявили об уничтожении 2 самолетов "Скайхок".
Последний вылет "Супер-Этендаров"
30 мая в свой последний боевой вылет отправилась пара "Супер-Этендаров". Если быть точнее этот вылет планировали на 29 мая.
Боевое задание предстояло выполнить капитану-де-корбетаА. Франсиско и теньете-де-навио А. Кольявино, для которых подготовили "Супер Этандары" с бортовыми обозначениями 3-А-202 и 3-А-205. Ракету подвесили на командирскую машину, а вооружение самолета ведомого ограничивалось лишь бортовыми пушками. В этом вылете, как и в предыдущих, решили максимально использовать фактор внезапности. Для этого после взлета "Супер Этандары" должны были отправиться на юго-восток, в сторону Антарктиды, доза-правиться в районе о. Илья-де-Лос-Эста-дос, затем развернуться на 90° в северном направлении и выйти к британскому соединению. В ходе предполетной подготовки X.Коломбо сообщил новость: в операции пожелали принять участие ВВС, выделившие для этого четверку "Скайхоков" из состава 4-й авиагруппы (АГ), и необходимо дождаться их прибытия. Однако время шло, штурмовики задерживались, и решено было поднимать в воздух "Супер Этандары", пока британские корабли находились на ранее обнаруженных позициях. Летчики уже заняли места в кабинах и начали проверку систем самолетов, как поступило "радостное" сообщение: заправщик, по причине малого остатка топлива, возвращается на свою базу Рио-Гальегас. Вылет пришлось перенести на следующий день.
Утром 30 мая прибыло долгожданное звено А-4, командовал которым 1-й л-т X.Васкес. Авиаторы провели краткое, но плодотворное совещание, на котором морские летчики ознакомили "скайхоковцев" с планом вылета, особое внимание обратив на нюансы дозаправки и атаки цели. Взаимопонимание было достигнуто быстро - ВВС прислали опытных пилотов, которые уже летали к Мальвинам на бомбардировку кораблей.
В 12.30 Рио-Гранде покинули "Супер Этандары", а через пять минут "Скайхоки". Как и планировалось, они сразу же взяли курс на юго-восток. Шли плотным строем, чтобы противник в случае радиолокационного обнаружения группы не мог определить ее численность. Соблюдали радиомолчание. В ранее намеченной точке, на высоте 6097 м, встретились с двумя заправщиками. "Супер Этандары" получили топливо от одного "Геркулеса", а "Скайхоки" - от другого. Надо отметить, что экипажи КС-130 тоже старались соблюдать скрытность, и поэтому провели своих "коров" по одной из коммерческих трасс, выдавая себя за рейсовые лайнеры. В ходе дозаправки группа пролетела 240 км на восток, а затем в 555 км от британской эскадры повернула и пошла к цели, выдерживая курсовой угол 110° по отношению к ней. С приближением к зоне возможного обнаружения радарами противника самолеты снизились до 18м над штормовым морем.
Через некоторое время группа сделала "подскок", и морские летчики включили "Агавы". Экраны заполнились метками. Самолеты опять опустились до 18 м, а через несколько минут "Супер Этандары" и "Скайхоки" разделились.
"Скайхоки" разделились. Первая четверка ринулась в атаку, вызывая на себя огонь всех кораблей охранения. Тем временем остальные скрытно выходили на исходные рубежи для нанесения решающего удара.
Вскоре Франсиско и Кольявино опять выполнили "подскок" и вновь задействовали бортовые РЛС, после чего ведущий нацелился на самую крупную отметку, резонно приняв ее за сигнал от "Инвинсибла". В 14.30 он произвел с расстояния около 25 км пуск ПКР. Радары обоих самолетов зафиксировали попадание в цель. Летчики сразу же развернулись и взяли курс на Рио-Гранде. В 16.17 они были на базе, где доложили о повреждении вражеского авианосца. "Скайхоки", под крыльями которых находились по две 454-кг ОФАБ, тоже атаковали противника. На подходе к кораблям ракетами ЗРК "Си Дарт" эсминца "Экзетер" были сбиты два штурмовика, но летчики двух оставшихся машин не свернули с боевого курса и сбросили бомбы по цели. В Рио-Гранде они вернулись через 15 минут после моряков, где заявили, что добились двух попаданий в "Инвинсибл". Командование нисколько не сомневалось в успехе своих пилотов, и аргентинцы по сей день уверены, что все обстояло именно так.
Мнение англичан коренным образом отличается, причем они также абсолютно не сомневаются в своей правоте. Согласно их данным, авианосец в тот день не только не подвергся атакам, но над ним даже не пролетел ни один неприятельский самолет. Под удар попали несшие дозор фрегат "Эйвенджер" и эсминец "Экзетер". Британцы объясняют ошибку аргентинских летчиков при идентификации кораблей плохой видимостью, вызванной неблагоприятными погодными условиями и сильной задымленностью, а также тем, что "Супер Этандары" вышли на цель под особым ракурсом, и на экранах их РЛС два корабля средних размеров выглядели как один большой.
Казалось, дело уже сделано, однако полет смертоносной ракеты прервали снаряды 114-мм артустановки эсминца HMS "Эксетер", расстрелявшей ее с дистанции 12800 м. Но неприятности для экипажа "Инвинсибла" не окончились. "Этандары" отвлекли на себя основное внимание, и британские зенитчики едва не прозевали атаку второй четверки "Скайхоков". Несколько бомб попало в авианосец, корабль сильно накренился и загорелся. А на следующий день аргентинские газеты с небывалой помпой возвестили о его гибели. Фактически же "Инвинсибл" выжил, хотя и получил тяжелейшие повреждения и надолго вышел из стоя (надо сказать, что ни один независимый источник не подтверждает эту информацию).
"Блэк Бак-5"
Незадолго до полуночи 30 мая началась "Блэк Бак-5", преследовавшая ту же цель, что и предыдущая неудачная операция. В ней участвовал тот же ХМ597, вооруженный двумя "Шрайками". Им управлял экипаж в составе: командир сквадрон-лидер Н.Мак Дугалл, второй пилот флаинг-офицер К. Лэкман, штурман флайт-л-т Д.Касл, штурман-оператор флайт-л-т Б.Смит, офицер-электронщик флайт-л-т Р.Треваскас, сменный пилот флайт-л-т Б.Гарднер. После пяти дозаправок от целой оравы танкеров "Вулкан" в 370 км от Фолклендов снизился до 90 м и направился к островам на скорости 560 км/ч. В 37 км от побережья самолет поднялся на высоту 4800 м, и его экипаж попытался засечь РЛС противника. Началась игра в "кошки-мышки" с персоналом аргентинского радара из состава Grupo 2VYCA. Через 40 минут авиаторы обнаружили работающий TPS-43 и запустили обе ракеты. Одна из них взорвалась в 10 м от цели, незначительно повредив волновод РЛС. Опасаясь следующих атак, аргентинцы сразу же выключили радар, что позволило "Харриерам" безнаказанно атаковать Порт-Стэнли. "Вулкан" благополучно вернулся на Вознесение после 16 часов полета. Этот рейд стал самым длительным боевым вылетом в истории бомбардировочной авиации. (Рекорд был побит В-52 во время конфликта в Персидском заливе в 1991 г.)
1-5 июня 1982
Аргентинцы продолжали вести воздушную разведку, но после того как пилот 800-й АЭ Н.Уорд (XZ 451/006) сбил 1 июня самолет-разведчик C-130E, второй такой же самолет перестали использовать для ведения разведки.
Аргентинцы сообщают об одном сбитом самолете "Си Харриер" (Пилот Mortimer) посредством ракеты Земля-Воздух "Роланд" в 7 милях к югу от Порт-Стенли. Пилот спасен 2-го июня.
А британцам даже не нужен был враг, чтобы нести потери: 2 июня столкнулись в воздухе два "Си Харриера", пилоты катапультировались.
"Блэк Бак-6"
Аргентинские радары стали целями и операции "Блэк Бак-6". Ночью 2 июня борт ХМ597 взлетел с Уайдиуэйка, управляемый тем же экипажем, но вооруженный уже четырьмя "Шрайками". Прибыв к Фолклендам, англичане и в этот раз потратили 40 минут на поиск своей основной цели - TPS-43. Но засечь радар так и не удалось, поскольку аргентинцы не решились его включить. Получив приказ не возвращаться назад, не выполнив задание, командир бомбардировщика принял решение снизиться с 4900 м в зону поражения малокалиберных зениток "Эрликон". Этот маневр заставил аргентинцев включить РЛС наведения этих орудий Skyguard и тем самым выдать себя. Применив радиопомехи, экипаж "Вулкана" не позволил артиллеристам открыть прицельный огонь, а затем произвел пуск двух ПРР. Одна из них поразила "Скайгард", убив четырех операторов. Британцы еще некоторое время кружили в районе цели, пытаясь спровоцировать противника задействовать TPS-43, но не добились этого и развернулись на обратный курс.
Вскоре после атаки "Вулкан" встретился с "Виктором" для дозаправки. Но во время ее проведения случилось непредвиденное: у ХМ597 повредилась заправочная штанга, и дальнейший прием топлива стал невозможен. Имевшееся в баках горючее позволяло бомбардировщику добраться только до Рио-де-Жанейро, находившемуся в 640 км, и командир принял решение вести свой корабль туда, а чтобы экономнее расходовать керосин, он поднял самолет на высоту 13000 м. Когда до Рио оставалось 320 км, с борта "Вулкана" был послан сигнал "Mayday" (эквивалент SOS). Чтобы избежать дипломатических осложнений, экипаж выбросил в океан секретные документы и снимки, для чего пришлось предварительно разгерметизировать кабину. Попытались англичане избавиться и от оставшихся ракет, но одну из них заклинило. Когда "Вулкан" приблизился к территориальным водам Бразилии, на его перехват поднялись два истребителя F-5 Tiger. Избегая встречи с ними, Мак Дугалл снизился до 6000 м. Позднее он вспоминал: "Мы пытались доложить о нашем критическом положении бразильскому диспетчеру, но он не мог нас понять - его английский оставлял желать лучшего. Потом диспетчер с американским акцентом сказал: "Видишь ту полосу перед собой?" Я ответил - да. Он продолжил: "Если положение будет совсем критическим, то можешь туда садиться." В тот момент у нас было опасно мало горючего, всего лишь около 1360 кг..., если бы мы не смогли приземлиться с первого раза, то разбились бы, чего очень не хотелось". Когда борт ХМ597 получил разрешение на посадку, он находился примерно в 10 км от ВПП на высоте 6000 м. После выпуска закрылков и уменьшения оборотов двигателей самолет начал быстро снижаться по спирали. Когда до полосы осталось 2400 м, скорость составляла 483 км/ч, что было слишком много для посадки. Чтобы уменьшить ее, Мак Дугалл решил создать больший угол атаки, для чего высоко поднял нос самолета (т. н. прием "дельта"). Когда он выровнял машину, то находился в 1200 м от ВПП, приборы показывали высоту 60 м и скорость 249 км/ч - нормальные параметры при посадке "Вулкана".
Местные власти интернировали самолет и экипаж. Британские авиаторы находились в военной зоне аэропорта девять дней, после чего им позволили покинуть Рио на своем бомбардировщике. ХМ597 благополучно вернулся на Вознесение. Позднее, за выполнение этого задания Нейл Мак Дугалл был награжден Почетным Крестом Летчика. Интересно, что аргентинцы просили бразильцев не выпускать англичан до завершения конфликта, однако те заявили, что не имеют к войне никакого отношения и не видят смысла в выполнении данной просьбы. Однако "Шрайк" все же остался в Бразилии.
Вылеты "в пустую"
Как только погодные условия стали минимально приемлемыми самолеты вновь устремились в небо. 4 июня метеоусловия оставались сложными (нижняя кромка облаков порой опускалась до 45 м), однако в 16.30 на задание отправилась четверка комодоро Вильяра. Самолеты несли по две 227-кг ОФАБ, которые сбросили вслепую на британские позиции в районе горы Маунт-Кент. 5 июня две тройки летали к Фолклендам на «свободную охоту», но целей не отыскали. Последний успех Аргентины: 8 июня 1982
В следующий раз погода позволила отправиться на задание 8 июня, когда англичане начали высадку в бухте Эйджекс (27 км к северо-западу от Порт-Стэнли). Аргентинская разведка доложила, что неприятельский десант доставили два ТДК, стоящие у берега без всякого прикрытия, и у командования возникла идея нанести внезапный удар силами различных авиагрупп.
Дело в том, что на захваченном плацдарме (Сан Карлос) были развернуты 6 войсковых буксируемых ЗРК “Рапира”, англичане вывели корабли группы оперативного прикрытия из стесненного Фолклендского пролива. В дальнейшем такие же ЗРК установили в Тил-Инлете, Гус-Грине, а также в районе бухты Фицрой, где шла высадка вспомогательного десанта. Однако из-за малых глубин десантные корабли “Сэр Галахад” и “Сэр Тристрам” не могли стать на якорь в зоне, прикрываемой ЗРК “Рапира”, что значительно повышало их уязвимость от средств воздушного нападения противника.
Так как в районе высадки отсутствовали порты, позволяющие осуществлять разгрузку судов у причалов, англичане использовали вертолеты для доставки грузов и войск на острова. Для выгрузки тяжелой боевой техники планировалось использовать вертолеты “чинук”, обладающие грузоподъемностью свыше 10 тонн. Перебрасывая с десантных кораблей на берег личный состав, эти вертолеты брали на борт до 80 полностью вооруженных морских пехотинцев. Однако 3 из 4 таких вертолетов были потеряны вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, который потопили аргентинские самолеты “супер этандар”. Для англичан эта потеря была особенно тяжелой, так как значительно снизились темпы доставки грузов на острова. Это и было одной из причин трагедии 8 июня.
4 “Скайхока” 5-й истребительной группы, в сопровождении двух “Даггеров” на бреющем полете разбомбили танкодесантные суда “Сэр Галлахад” и “Сэр Тристан” (имена рыцарей Круглого Стола). “Сэр Тристан” уже закончил выгрузку, но “Сэр Галлахад” ее только начал. Он получил многочисленные попадания в корму, машинное отделение и грузовые трюмы. Вспыхнули сильные пожары, начали рваться боеприпасы. Экипаж и десантники были вынуждены покинуть судно. Потери составили 59 человек убитыми (в т.ч. 33 человека из состава 1-й роты батальона Валлийский гвардейцев, 5 моряков с "Сэр Галлахад" и 2 с “Сэр Тристан”) и 74-159 ранеными. По другим данным погибло 43 солдата и 7 моряков. Еще 6 убитых и 5 раненых на других кораблях эскадры (6 убитых было на корабле Fearless, его атаковали в проливе Саунд. 5 раненых было на эсминце "Плимут"). Ценой за это была гибель четырех аргентинских самолетов.
"Сэр Галлахад" затонул.
Свою воздушную атаку 8 июня провели и аргентинские истребители.
Для участия в ней 6-я ИАГ выделила звенья к-нов Роде и Чиматти (6 машин), которые покинули Рио-Гранде в 13.00 Правда, последнее пошло на задание в сокращенном составе: сразу после взлета в лобовое стекло машины пример-теньенте Антоньетти врезалась птица, и летчику срочно пришлось возвратиться. Остальные самолеты направились к архипелагу за лидировщиком «Лирджет» из 1-й АГ. «Даггеры» несли по две 227-кг ОФАБ Mk82. На маршруте соблюдали радиомолчание, скорость держали примерно 1015 км/ч. По мере приближения к островам погода ухудшалась, на пути все чаще встречались снежные и дождевые разряды. Но не это сорвало атаку «Даггеров» на корабли в бухте Эйджекс. Когда самолеты на малой высоте пересекали Фолклендский пролив, они наткнулись на фрегат «Плимут». Летчики поняли, что фактор внезапности потерян, и в районе нового плацдарма противника их могут поджидать «Си Харриеры». Решив довольствоваться малым, пилоты 6-й ИАГ пошли в свою лучшую атаку. Сыгнорировав огонь 20-мм зенитных автоматов корабля и выпущенную ЗУР «Си Кэт», они сбросили 8 бомб (на машине пример-теньенте Ратти отказ в электросхеме привел к уже известному нам результату), пять из которых угодили в «Плимут», но... ни одна не взорвалась. Одновременно фрегат был обстрелян из пушек, часть снарядов попала в находившиеся на юте глубинные бомбы, вызвав пожар во внутренних помещениях. Корабль получил крен в 6° на правый борт. Пятеро (по другим данным четверо) моряков были ранены. Экипажу удалось справиться с загоранием, однако фрегат надолго вышел из строя. Нападавшие ушли без потерь, лишь один «Даггер» получил легкие осколочные повреждения. Некоторое время аргентинцы даже полагали, что им удалось-таки потопить «Плимут».
«Миражи» в тот день тоже летали к островам, получив задание отвлечь на себя «Си Харриеры». Интересно, что несколько аргентинских машин несли усиленное ракетное вооружение: две R.550 и одну R.530. Однако использовать этот арсенал не удалось, «Миражи» вновь ходили на большой высоте, и все получалось как всегда.
Воздушные победы англичан 8 июня оказались последними в этой войне."Си Харриер" перехватили 4 "Скайхока" 5-й группы в 16.45. Три "Скайхока" были сбиты, пилоты - 1-й лейтенант Bolzаn и лейтенанты Arrarаs и Ensign Vаzquez - погибли.
08.06. |
Д. Морган, 800-я АЭ Д. Смит, 800-я АЭ |
ZA 177/77 XZ 499/99 |
Два А-4Р A-4P |
Всего 8 июня, по английским данным, не подтвержденным, сбиты 11 аргентинских самолетов.
|