Разделы
|
Рост европейских флотов от Французской революции до конца Наполеоновских войн
в линейных кораблях
Армии\Годы |
1789 |
1815 |
Великобритания |
195 |
214 |
Франция |
81 |
80 |
Испания |
72 |
25 |
Россия |
67 |
40 |
Нидерланды |
44 |
0 |
Итого по 5 державам: |
459 |
359 |
При всей грандиозности морской войны силы флотов Великобритании и Франции
изменились незначительно. Нидерланды лишились линкоров, Испания владела в три
раза меньшим числом кораблей, Россия понесла большие потери, но не в результате
боев, а при изменении стратегической ситуации в 1807 году, когда флот в Средиземном
море оказался во враждебном окружении.
Британия никогда не смогла бы воевать в течение двадцати двух лет, не говоря
уже о том, чтобы в конечном счете одержать победу, не
победив своих врагов на море, и выдающиеся командиры флотов одержали эти победы. Решающие морские сражения
были столь же драматичны, сколь и редки. Англичане выиграли все шесть
крупнейших сражений эпохи: Ричард Хоу в
сражении Первого июня (1794); Джон Джервис при Сент-Винсенте (1797); Адам Дункан
при Кэмпердауне (1797); Горацио Нельсон на Ниле\Абукире (1799), у Копенгагена
(1801) и при Трафальгаре (1805); и Томас Кокрейн на Баскских дорогах (1809).
Королевский флот также одержал несколько блестящих побед, захватив или уничтожив
вражеские военные корабли в своих портах базирования, как в Тулоне (1793),
Гельдере (1799) и Копенгаген (1807).
Темпы истощения судов были ошеломляющими. Королевский флот потерял 317
кораблей с 1803 по 1815 год, из которых штормы и кораблекрушения уничтожили 223,
или более двух третей, а остальные - в бою. Британия получала новые военные
корабли двумя путями: строила и захватывала. Британская военно-морская и
торговая державы были неразделимы, и каждая кормила другую. Самым быстрым
способом пополнения военно-морского и торгового флота была оплошность со стороны
врагов Британии. Из 134 военных кораблей, захваченных с 1803 по 1815 годы 33
линейных корабля и 68 фрегатов были включены в Королевский флот. Только с 1793
по 1801 год число британских торговых судов возросло с 15 000 до 18 000, а французских упало с 2000 до ста или около
того. В дополнение к захватам, система конвоев, которую Адмиралтейство ввело в
1793 году и сделало обязательной в 1798 году, была главной причиной, по которой
торговый флот рос.
Источники:
Nester William R. Titan: the art of British power in the age of revolution and
Napoleon - University of Oklahoma Press, 2016
|