Разделы
|
Краткий обзор вооруженных конфликтов 2020 года по данным МИСИ
Пандемия COVID-19 вызвала
экономические потрясения и толпы беженцев, но не оставила ни одной войны. Более
того, вспыхнули новые войны или размораживались старые конфликты. 2020 год
запомнился прежде всего жесточайшей Второй Карабахской войной, которая за 44 дня
унесла не менее 10 тысяч жизней. Кроме того уровень насилия усилился в таких
странах, как Эфиопия, Мозамбик, Мьянма и в Африканском регионе Сахель. Всего
речь идет о 34 активных конфликтах в Северной и Южной Америке, Европе и Евразии,
на Ближнем Востоке и в Северной Африке, странах Африки к югу от Сахары и в Азии.
Постепенное увеличение числа вооруженных конфликтов во время
холодной войны прекратилось с распадом Советского Союза.Активизация
сотрудничества в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций привела к
интенсивному периоду урегулирования конфликта и параллельному снижению
количества войн в течение следующих двух десятилетий.Эта тенденция была резко
обращена вспять с началом арабской весны 2011 года и последовавшим за этим
распространением конфликтов с участием Исламского государства, также известного
как ИГИЛ. В 2020 году было зафиксировано самое большое количество конфликтов с
1945 года. Конфликтный ландшафт также изменился: внутригосударственные
конфронтации стали еще более преобладающими после 2010 года, особенно те,
которые связаны с вмешательством третьей стороны, число которых утроилось за
последние десять лет.С другой стороны, после окончания холодной войны
межгосударственные конфликты остались очень ограниченными.
Сегодняшнее перенасыщение конфликтов вызвано не только всплеском
новых конфликтов с 2010 года и их длительностью (например, Ливия, Сахель, Сирия,
Йемен), но и минимальным прогрессом, достигнутым в разрешении старых
(Афганистан, район Великих озер Африки, Ирак, Пакистан, Сомали и Судан, среди
прочих). Временной горизонт вооруженных конфликтов также увеличился, причем
конфликты стали более продолжительными, начиная с начала 1970-х годов и особенно
после холодной войны. Продолжительность конфликта почти удвоилась за три
десятилетия: в то время как средняя продолжительность конфликтов, закончившихся
в 1990 году, составляла примерно 16 лет, в 2020 году она превысила 30 лет.В
свою очередь, последствия конфликта стали более затяжными, поскольку сами
активные фазы конфликтов расширились.
2020 год стал беспрецедентным для мира во многих отношениях:
пандемия коронавируса распространилась по всем географическим регионам и нанесла
ущерб как населению, так и экономике.Меры по изоляции и сбои в глобальных
цепочках поставок вызвали серьезную рецессию и ухудшение социально-экономических
показателей во всем мире, что подстегнуло социальную и политическую
нестабильность во многих и без того нестабильных и охваченных конфликтами
странах.
Негосударственные вооруженные группы (NSAG) по всему миру
использовали вызванную пандемией нагрузку на правительственные ресурсы и
внимание для усиления своего территориального контроля, своей деятельности в
сфере незаконного оборота и, в некоторых случаях, даже своей легитимности среди
населения в целом.
В 2020 году и в начале 2021 года большинство вооруженных
конфликтов оставались внутренними по своей сути, но становились все более
интернационализированными, с вмешательством все большего числа региональных и
глобальных держав, преследующих свои внешнеполитические цели.Вмешательство
третьей стороны, которое в настоящее время находится на рекордно высоком уровне,
еще больше усложняет внутреннюю конфронтацию, которая уже часто "перебирается" в
соседние страны, имеет транснациональные связи и акторов (например,
джихадистский исламизм) и включает в себя несколько и частично совпадающих
движущих сил.Точно так же количество, характер и мотивы NSAG увеличиваются, они
усугубляют динамику конфликта и препятствуют перспективам мира.В связи с этим,
продолжительность конфликта также увеличивается, достигая в среднем 30 лет ,в
2020 году,2на
фоне размытия границ между войной и послевоенным и частыми рецидивами
конфликтов.При этом большинство внутренних столкновений носят давний характер и
включают элементы локального повстанческого движения, межобщинного насилия или
организованной преступности.
Регионально войны и конфликты 2020 года распределяются следующим
образом:
Азия
Афганистан (талибы\местные исламисты, халифатчики\глобальные
исламисты против правительства и иностранных войск; борьба исламистов между
собой)
Индия (маоисты в Центральной Индии; сепаратисты на
северо-востоке)
Кашмирский конфликт между Индией и Пакистаном
Мьянма (сепаратисты ряда регионов против правительства)
Пакистан (талибы\местные исламисты против правительства)
Таиланд (исламисты-сепаратисты против правительства)
Филиппины (коммунисты против правительства;
исламисты-сепаратисты против правительства)
Америка
Бразилия (организованная преступность против правительства;
борьба банд между собой)
Гондурас (организованная преступность против правительства;
борьба банд между собой)
Колумбия (организованная преступность против правительства;
борьба банд между собой; остаточное левое повстанчество)
Мексика (организованная преступность против правительства;
борьба картелей между собой)
Сальвадор (организованная преступность против правительства;
борьба банд между собой)
Африка южнее Сахары
Бассейн озера Чад (халифатчики\глобальные исламисты против
правительств местных стран и иностранных войск)
Демократическая республика Конго (повстанческие этнические
группировки против правительства; межобщинная вражда)
Камерун (англоязычные сепаратисты против правительства)
Мозамбик (халифатчики\глобальные исламисты против правительства;
участие российских ЧВК)
Нигерия (халифатчики\глобальные исламисты против правительства)
Сахель, регион (халифатчики\глобальные исламисты против
правительств местных стран и иностранных войск)
Сомали (халифатчики\глобальные исламисты против правительства и
иностранных войск)
Судан (сепаратисты ряда регионов против правительства)
Центральноафриканская республика (повстанческие этнические
группировки против правительства; межобщинная вражда; участие российских ЧВК)
Эфиопия (сепаратисты ряда регионов против правительства)
Южный Судан (гражданская война)
Ближний Восток и Северная Африка
Египет (халифатчики\глобальные исламисты против правительства)
Израильско-палестинский конфликт
Ирак (халифатчики\глобальные исламисты против правительства и
иностранных войск)
Йемен (гражданская война с участием иностранных войск; участие в
войне халифатчиков)
Ливия (гражданская война с участием иностранных войск; участие в
войне халифатчиков)
Сирия (гражданская война с участием иностранных войск; участие в
войне халифатчиков)
Турция (сепаратисты против правительства)
Европа и Евразия
Карабахская война между Арменией и Азербайджаном с
вмешательством Турции и России
Украина (гражданская война)
Все указанные конфликты продолжаются в том или ином виде в 2021
году.
Конфликты в Америке продолжат
смешивать организованную преступность и политическое насилие с небольшими
перспективами прочного мира на фоне ухудшения социально-экономических условий
после COVID-19, снижения эффективности правительства и верховенства закона, а
также растущей легитимности преступных групп среди местного населения.Ландшафт
региональных конфликтов будет по-прежнему определяться в основном политикой и
развитием Колумбии, Венесуэлы и США, особенно политикой последних в отношении
наркотиков, доступа к огнестрельному оружию и миграции.Дальнейшая
нестабильность ожидается в Северном треугольнике Центральной Америки (особенно в
«Сухом коридоре»), вдоль границы США с Мексикой и в приграничных регионах между
Колумбией и Венесуэлой.Гаити и Венесуэла, охваченные углубляющимся политическим
и экономическим кризисом, ростом преступности и разрушением институтов,
Конфликты на востоке Украины и в Нагорном
Карабахе в Европе
и Евразии будут
продолжать накаляться с сохраняющимся риском эскалации.Возможное военное
вмешательство России для защиты русскоязычных меньшинств остается
давней проблемой для стран Балтии и НАТО в целом, что может вызвать новые
кризисы.
На Ближнем
Востоке и в Северной Африке,
вероятное возвращение Соединенных Штатов к Совместному всеобъемлющему плану
действий (СВПД) с Ираном может иметь важные последствия в Ираке, снизив
напряженность и проложив путь к новому правительству после всеобщих выборов,
запланированных на октябрь 2021 года. Переговоры в феврале 2021 года в Ливии дают
возможность положить конец давнему конфликту в стране, хотя рисков
предостаточно, в том числе вокруг намерений России и Турции.Администрация
Байдена также, вероятно, приступит к новому процессу уравновешивания между
Израилем и палестинскими территориями, где выборы будут иметь решающее значение
для определения дальнейших действий. Возможные региональные горячие точки для
мониторинга включают замороженный конфликт в Западной Сахаре, который показывает
признаки повторного возгорания и потенциальные риски эскалации в восточной части
Средиземного моря.Социально-экономическая напряженность может вызвать
дальнейшие социальные волнения в Ираке и Ливане на фоне негативных экономических
перспектив в обеих странах.Перспективы мира также остаются особенно слабыми в
Сирии, где гуманитарная катастрофа и экономический коллапс будут по-прежнему
приводить к конфликту.Разрешение конфликтов в Африке
к югу от Сахары зависит от
эффективности текущих многосторонних, региональных и двусторонних инициатив,
направленных на поддержание мира, противодействие насильственному экстремизму,
традиционное миротворчество, безопасность и развитие.Эскалация конфликта,
наблюдавшаяся в 2020 году и в начале 2021 года, открыла двери для дальнейшей
нестабильности.Транснациональные региональные войны в нескольких странах
Западной Африки и Сахеля могут перекинуться на Кот-д'Ивуар и Сенегал.Точно так
же нарастающий конфликт на севере Мозамбика угрожает способности Танзании
сдержать распространение угрозы со стороны исламистов.На Африканском Роге война
в Тыграе и сохраняющееся отсутствие безопасности в Эфиопии может
дестабилизировать весь субрегион.Военное вмешательство Эритреи в конфликт
провинции Тыграй с центром уже
вызывает озабоченность.
Перспективы устойчивого мира в Азии является
довольно негативным, несмотря на усилия по посредничеству в долгосрочном
прекращении огня в Афганистане, Мьянме, Кашмире вдоль линии контроля (LoC) и на
северо-востоке Индии.Общий уровень насилия в Афганистане, вероятно, снизится
из-за вывода иностранных войск и быстрого усиления территориального контроля
талибов, в том числе в Кабуле.Очаги противодействия талибам все еще могут иметь
место, особенно в Панджшерской долине.Инциденты целенаправленных убийств и
насилия в отношении мирных жителей со стороны талибов, вероятно, будут
продолжаться, как и террористические атаки со стороны таких групп, как Исламское
государство в провинции Хорасан.В Мьянме уровень насилия, вероятно, возрастет
из-за перспектив многосторонней гражданской войны после переворота в феврале
2021 года.Политических условий для разрешения кашмирского конфликта пока
нет,хотя объявление в феврале 2021 года индийскими и пакистанскими вооруженными
силами о возобновлении режима прекращения огня может означать хрупкое
улучшение отношений между двумя странами.Вмешательство внешних сил в конфликты,
вероятно, станет более региональным в краткосрочной перспективе после ухода США
и НАТО из Афганистана.Азиатские державы, включая Китай и Индию, вероятно, будут
вынуждены играть более активную роль в поддержке усилий по обеспечению
региональной стабильности, в том числе в Афганистане и Мьянме, но столкнутся с
серьезными проблемами.Источники:
Armed Conflict Survey 2021 - The International Institute for Strategic Studies (IISS),
Routledge, 2021
|