история войн и военных конфликтов


Разделы

Потери авиации в кампании на Западе 1940 года

Франция

В течении кампании (10 мая-14 июня 1940 года) Франция получила от промышленности 1131 самолет (668 истребителей, 355 бомбардировщиков и 108 разведчиков), хотя заводы были одной из целей Люфтваффе.

Потери армейской авиации Франции в 1940 году

Тип самолета \ Причина потери Сбито в воздухе Уничтожено на земле Погибло в инцидентах Всего (доля)
Истребители 250 135 123 508 (56,9)
Бомбардировщики 106 43 69 218 (24,4)
Разведчики 57 56 53 166 (18,6)
Итого (доля) 413 (46,3) 234 (26,2) 245 (27,4) 892 (100)

К моменту заключения окончательного перемирия - 25 июня 1940 года - Франция имела в первой линии 1075 самолетов (575 истребителей, 300 бомбардировщиков и 200 разведчиков) на 82 группы. Правда часть этих самолетов была в трёх сирийских группах и сорока пяти североафриканских группах. В метрополии было 34 группы самолетов.

Таким образом, к началу кампании Франция имела не менее 1314 боеготовых самолетов, включая некоторое количество в Средиземноморье.

Потери личного состава авиации Франции в 1940 году

Тип самолета \ Причина потери Убито Ранено Пропало без вести Всего (доля)
Истребители 187 218 70 475 (31,8)
Бомбардировщики 297 158 58 513 (34,3)
Разведчики 292 161 52 505 (33,8)
Итого (доля) 776 (52) 537 (36) 180 (12) 1493 (100)

Великобритания

На 10 мая 1940 года Великобритания имела в первой линии 1873 самолета, в том числе 416 непосредственно во Франции. К 24 июня 1940 года было потеряно 1029 машин - 55% первоначального числа.

Служба Число потерянных самолетов
Передовые военно-воздушные ударные силы RAF (AASF) - бомбардировщики во Франции 299
Воздушный компонент - армейская авиация 279
Истребительное командование 219
Бомбардировочное командование 166
Береговое командование 66

Личного состава Великобритания потеряла на 24 июня 1940 года 1526 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Германия

Третий Рейх на 10 мая 1940 года имел в первой линии 5142 самолета, из которых на 2-й и 3-й воздушные флоты, которые и вступали в дело, приходилось 3959 машин - 77%. С учетом авиации Бельгии и Голландии союзники численно практически не уступали нацистам в воздухе.

Из этого первоначального числа было потеряно уничтоженными и сильно поврежденными 1469 машин - 37%.

Бомбардировщики - 635 машин (43,2%), истребители - 457 машин (31,1%), разведчики и транспортники - 230 машин (15,6%), пикирующие бомбардировщики - 147 машин (10%).

Любопытно, что у Германии и Великобритании больше всего потерь в кампании пришлось на бомбардировщики, хотя первая атаковала, а вторая оборонялась.

Сравним с заявками союзников на воздушные победы:

Сторона Число сбитых самолетов
Франция 585 + 228 возможных
Британские военно-воздушные силы во Франции (BAFF) 680
Истребительное командование Великобритании 260
Зенитки 210
Всего 1735

Люфтваффе признали потерю в бою 534 машины, в три раза меньше заявок Англии и Франции. Значит боевые потери дали всего 36,3% от урона, остальное пришлось на аварии.

Итого, без учета Италии, Нидерландов и Бельгии, три основные державы в кампании 1940 года потеряли 3390 самолетов - 43,3% пришлось на победителя. Если принять, что Люфтваффе потеряло примерно 2200 человек (из расчета 1,5 члена экипажа на самолет, больше, чем у британцев, но меньше, чем у французов), то потери в людях достигают 5222 человека.

Источники:

Jackson Robert Air War Over France 1939-40 - Ian Allan, 1975