Разделы
|
Флоты Греческого королевства и Османской империи в Первой Балканской войне
В 1908 году случилась Младотурецкая революция и новая,
динамичная власть начала широкие реформы во всех сферах жизни Османской империи.
Опасаясь серьезного усиления армии и флота Константинополя в результате военной
реформы, Италия в сентябре 1911 года начала войну за Ливию. Итальянцы высадились
в Ливии, боевые действия шли в Эгейском и Красном морях. Османский флот не смог
этому противостоять. К марту 1912 года был заключен военный союз Болгарии и
Сербии, которые имели достаточные силы на суше. Грецию привлекли к союзу, как
имеющую сильный флот. В октябре союзники начали войну за изгнание турок из
Европы.
Характеристики |
Греция |
Турция |
Эскадра линейных кораблей |
|
|
Число кораблей |
4 |
61 |
Общее водоизмещение |
24 380 тонн |
34 140 тонн |
Скорость соединения в
строю |
12 узлов |
17 узлов |
Бортовое вооружение |
9Х270 мм |
12Х280 мм |
|
4Х234 мм |
2Х234 мм |
|
8Х190 мм |
12Х152 мм |
|
15Х150 мм |
3Х150 мм |
|
|
8Х120 мм |
|
|
16Х105 мм |
Легкий флот |
|
|
Число кораблей |
19 |
22 |
Общее водоизмещение |
8837 тонн |
13 800 тонн |
Бортовое вооружение |
16Х100 мм |
4Х152 мм |
|
4Х88 мм |
16Х120 мм |
|
20Х76 мм |
4Х105 мм |
|
32Х57 мм |
12Х75 мм |
|
5Х37 мм |
22Х57 мм |
|
|
18Х47 мм |
|
|
30Х37 мм |
Таким образом, турки имели более быстрый и в целом хорошо
вооруженный ВМФ. За счет скорости турки всегда могли укрыться в хорошо
укрепленных Дарданеллах. Греческий флот обладал только двумя сравнительными
преимуществами. Первым было обладание броненосным крейсером "Аверофф", который
был более современным и быстроходным, чем любой другой боевой корабль в обоих
флотах. Вторым было обладание небольшой подводной лодкой Дельфин. Однако, лодка
и экипаж находились на подготовке во Франции и корабль пришлось перегонять на
расстояние в 1100 миль. У греков было мало угля и боеприпасов, часть флота
(шесть эсминцев и "Дельфин") не были готовы к началу войны. Если бы турки сразу
атаковали греков на море, то легко одержали бы победу. Греки со своей стороны
надеялись блокировать турок в Дарданеллах, для чего требовалось оккупировать
остров Лемнос рядом с Проливами.
18 октября 1912 года греческий флот отплыл к Лемносу и через
три дня занял остров. К середине ноября оккупация была распространена на острова
Имброс, Тасос, Айос-Эустратиос, Самофракия, Псара и Икария. Вопреки ожиданиям,
турецкий флот покинул Дарданеллы не раньше середины декабря того же года. В
течение этого периода Турция проводила диверсионные операции вдоль болгарского
побережья Черного моря против более слабой болгарской флотилии. Отчасти
пассивность ВМФ султана объясняется истощением запасов угля в войне с Италией.
Уклонение османского флота от соперничества с греческим флотом за господство в
Эгейском море в начале Первой Балканской Войны имело печальные последствия для
империи.
Греция всегда могла рассчитывать на вклад своего
многочисленного торгового флота. Во время Первой Балканской войны значительная
часть этого флота не только перевозила продовольствие, войска и боеприпасы на
сухопутный театр военных действий, но и была переоборудована во вспомогательные
крейсера, которые использовались для досмотра судов. Эффект греческой блокады
турецких берегов был немедленно ощутим. В то время, когда объединенные силы
балканских союзников насчитывали 670 000 человек, Турция вывела на поле только
350 000 человек. Еще 250 000 человек из Малой Азии и Сирии, традиционно лучших
войск Турции, были обездвижены либо в окрестностях Смирны, либо в различных
частях Сирии, где наземные маршруты и железнодорожная сеть слабы. К тому же
турки уволили с железной дороги всех христиан. В итоге османские подкрепления
шли из Азии пешкодралом, как во времена греко-персидских войн, и прибыли слишком
поздно. Были разделены так же Западное и Восточное ТВД турок. Коммуникации между
восточной и западной Османскими армиями были перебиты. Таким образом,
значительная часть западных турецких армий с их значительным количеством военной
техники попала, после поражения, в руки балканских союзников вместо того, чтобы
быть перевезенными обратно в Турцию, где им было бы гораздо лучшее применение.
В ходе Первой Балканской войны произошли два крупных
военно-морских сражения. Первый из них состоялся 16 декабря 1912 года, когда в
9.30 утра турецкий флот, состоящий из 4 линкоров, 9 эсминцев и 6 торпедных
катеров, появился у входа в проливы. Небольшое судно осталось там, а четыре
линкора повернули на север, держась поближе к суше. Греческая эскадра боевых
кораблей, шедшая с острова Имброс, направлялась в северо-восточном направлении
направление таким образом, чтобы пересечь курс турок. "Аверофф", имея
превосходящую скорость, пошел вперед, а военные корабли класса "Гидра"
выстроились в линию и ждали подхода противника. В 9.50 утра турецкие корабли
открыли огонь с дистанции около 15 000 ярдов. В 10 часов утра греческий флот
открыл огонь с дистанции около 8500 ярдов. В 10.04 турецкий флот изменил курс на
16 пунктов и вернулся как можно быстрее и в нарушенном строю в проливы, в
которые они вошли около 10.30 утра. Общие потери турецкого флота составили 58
человек, в то время как потери греческого флота составили 1 убитый и 7 раненых.
Ни один из греческих кораблей не был вынужден вернуться в гавань для ремонта, в
то время как турецкий флот вернулся в Нагару для ремонта.
За день до второго морского сражения турки, воспользовавшись
отсутствием легких крейсеров в составе греческого флота, попытались выманить "Аверофф"
из Дарданелл путем ухода турецкого легкого крейсера "Хамидие" в Эгейское море.
Турецкий флот совершил свою вторую и последнюю вылазку утром 18 января 1913
года. Вскоре у Лемноса появился "Аверофф", за ним последовал остальной греческий
флот. При виде Авероффа турки развернулись и поплыли обратно в Дарданеллы. Как и
в предыдущем бою, греки попытались отрезать вражескую эскадру. Боестолкновение
на большой дистанции началось в 11.25 утра и продолжалось в течение 2 часов. "Аверофф"
на последней стадии встречи приблизился примерно на 5000 ярдов и получил большое
количество попаданий, но остался наплаву из-за слабости турецких снарядов.
Греческое патрулирование у проливов продолжалось еще четыре
месяца, но морская война в Эгейском море практически подошла к концу. Обе
стороны имели посредственную меткость. Меткость артиллерии укреплений в
Дарданеллах также разочаровала; греческие эсминцы могли осматривать иностранные
корабли на расстоянии трех четвертей мили от внешних укреплений, не испытывая
никаких особых проблем от вражеского огня.
В результате Первой Балканской войны Греция присоединила Крит
и целый ряд островов Эгейского моря благодаря своему флоту.
Смотрите также:
Источники:
Fotakis Zisis Greek Naval Strategy and Policy 1910-1919 -
Routledge, 2005 (Cass Series Naval Policy and History)
|