история войн и военных конфликтов


Разделы

Фолкленды 1982 - 1 мая

Фолклендская война

(также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война)

Флот идет к Фолклендам

Реакция аргентинских военных на операцию британцев на Южной Георгии не заставила себя ждать - 26-27 апреля к Фолклендам вышла южное оперативное соединение 79.3 В состав группы входили крейсер “Генерал Бельграно” и 2 корабля охранения: эскадренные миноносцы “Иполито Бушар” и “Педро Буэна”, на вооружении которых имелись ракеты “Экзосет”. Эта группа должна была нанести удар по английским блокадным силам с южного направления.

К маю в море, помимо группы 79.3, находились: Центральная оперативная группа 79.2 и Северная оперативная группа 79.1.

На центральном направлении удар возлагался на 3 корвета, также вооруженных противокорабельными ракетами “Экзосет”, а на северном — на авианосец “Бентисинко де Майо” в охранении 2 эсминцев.

Аргентинские корабли

Название Класс Тип Год Тоннаж

Task Group 79.1. Capitan de Navio Jose J. Sarcona

25 de Mayo АВ бывш. Colossus 1968 19896
Drummond ФР УРО A-69 1978 1250
Guerrico ФР УРО A-69 1978 1250
Granville ФР УРО A-69 1978 1250
Santisima Trinidad ЭМ УРО Type 42 1980 3500
YPF Campo Duran ТА

Task Group 79.2. Capitan de Navio Juan C. Calmon

Hercules ЭМ УРО Type 42 3500
Segui ЭМ УРО Sumner 1972 3300
Comodoro Py ЭМ УРО бывш. Gearing Fram.II 1971 3600
Punta Medanos ТА

Task Group 79.3. Capitan de Navio Hector E. Bonzo

General Belgrano КР бывш. Phoenix 1951 13479
Piedra Buena ЭМ УРО Sumner 1977 3300
Hipolito Bouchard ЭМ УРО Sumner 1972 3300
YPF Puerto Rosales ТА

К Фолклендам так же шла английская эскадра. 16 апреля британские авианосцы уже были у острова Вознесения. 18 апреля у Вознесения были все силы первого эшелона. Боевые действия у Фолклендских островов планировалось начать 1 мая 1982 года.

 

Развертывание британских экспедиционных сил в Южной Атлантике

Начало

На Фолклендах британцы появились еще раньше, чем на Южной Георгии - 18 апреля с ПЛ высадилась разведгруппа СБС. Ей предстояло найти пригодные для высадки участки побережья, составить план прибрежных минных полей и укреплений.

Вскоре начались и налеты. "Си Харриеры" нанесли 22 апреля удар по складу горючего на берегу залива Фокс-Бей.

Эти акции были первыми всполохами битвы за Фолклендские острова. Война на море и в воздухе: май 1982

Когда началось сражение за господство в воздушном и морском пространстве Фолклендских островов, британцы имели серьезное преимущество над врагом.

Преимущество на море - из-за погодных условий аргентинские оперативные группы 79.1 (Северная группа) и 79.2 (Центральная группа) повернули назад. На восток шла одна Южная группа 79.3. Ей противостояла вся мощь английской эскадры.

Преимущество в воздухе - основные силы аргентинской авиации действовали с баз на материке, на пределе возможной дальности и поэтому находились над полем боя, зачастую лишь считанные минуты. Боезапас, по этой же причине, был также ограничен - приходилось брать дополнительное топливо (насколько серьезной была эта проблема можно видеть из следующего факта: за войну 6 аргентинских самолетов упали в море, не долетев до баз.). Эту слабость британское командование учло - оно стремилось держать свои корабли восточнее островов, а перегрузку войск с лайнеров на десантные корабли (чтобы исключить потерю этих ценных объектов) производить за пределами тактического радиуса авиации противника. Такие меры не мешали британской авиации активно действовать в воздухе - авианесущие корабли находились непосредственно в районе боевых действий, что позволяло самолетам “си харриер” и “харриер” находится в воздухе 1,5 часа, действуя на удалении от авианосца до 150 км.

Для обеспечения противовоздушной обороны экспедиционных сил английское командование создало три района ПВО.

Первый район — пространство вокруг Фолклендских островов — находился в зоне досягаемости аргентинских ВВС. Дальнее радиолокационное наблюдение в этой зоне выполняли эсминцы типа “Шеффилд” в охранении фрегатов УРО, имеющих на вооружении ЗРК “Си Вулф”. Эти корабли располагались в 120 милях от главных сил на угрожаемых направлениях. Использование в качестве радиолокационного дозора надводных кораблей явилось вынужденной мерой, так как самолетов ДРЛО англичане не имели, а применение для этих целей самолетов “харриер” и “нимрод” себя не оправдало. В этом же районе на удалении от авианосца до 140 миль в воздухе барражировала пара самолетов “си харриер”. Смена воздушного патруля производилась через каждые 40 мин. Кроме того, на авианосцах в 3-минутной готовности к вылету находилось по звену самолетов “Си Харриер”.

Второй район ПВО примыкал непосредственно к Фолклендским островам. Борьбу с воздушным противником в этом районе вели корабли в основном своими средствами ПВО (ЗРК “Си Слаг” и “Си Дарт”), по их вызову в воздух могли быть подняты самолеты "си харриер” из группы воздушного прикрытия.

Когда англичане начнут полномасштабную десантную операцию, в районе высадки будет создан и третий район ПВО.

В таких условиях, шансы аргентинцев на победу в воздушной и морской войне были мизерны.

Начало на море: 30 апреля-1мая 1982

Фактически боевые действия по морской и воздушной блокаде Фолклендских островов начались 30 апреля с приходом в район боевых действий сил первого эшелона. Еще до этого английские многоцелевые атомные подводные лодки разведали обстановку в районе островов и установили слежение за корабельными группировками ВМС Аргентины.

В 23:00 30 апреля средствами гидроакустической разведки многоцелевая атомная подводная лодка “Конкерор” зафиксировала работу гидролокаторов 2 эскадренных миноносцев. Предположив, что это корабли охранения, командир подводной лодки лег на курс сближения. Примечательно, что наведение подводной лодки на аргентинские корабли южной группы было осуществлено по данным космических средств разведки США. В течение дня 1 мая с крейсером “Генерал Бельграно” был установлен сначала гидроакустический, а затем и визуальный контакт. В 23:00 1 мая крейсер и 2 эсминца охранения произвели заправку топливом, находясь в зоне визуального контакта с подводной лодкой.

Атомная подводная лодка

С аргентинской стороны, боевое дежурство к северу от Фолклендских островов вела ПЛ "Сан-Луис", вооруженная западногерманскими управляемыми по проводам торпедами SST4, а также американскими противолодочными торпедами Mk 37. Первая атака состоялась 1 мая по данным гидроакустики. Имея уверенный гидроакустический контакт, командир подводной лодки с дистанции 10 тыс. м торпедами SST4 атаковал боевой корабль. Однако после выхода торпеды из аппарата связь с ней оборвалась. Атака сорвалась. Британские корабли обнаружили подводную лодку и в течение 20 часов преследовали ее, применяя противолодочное оружие. Умело используя средства гидроакустического противодействия, аргентинская подводная лодка оторвалась от преследования.

Тральщики проводили разведывательный поиск мин вблизи Фолклендских островов. При этом один тральщик использовался как прерыватель минных заграждений, создавая своими механизмами значительное акустическое поле, которое заставило бы сработать мины с акустическими взрывателями.

Начало в воздухе: операция "Черный олень I"

В ходе завоевания господство воздухе помимо истребителей и иных средств ПВО применяются авиаудары по аэродромам, средствам связи и управления противника. Единственным бомбардировщиком британских ВВС, который был бы способен совершать налеты на Фолкленды с острова Вознесения (иных баз на ТВД не было) являлся стратегический бомбардировщик "Вулкан".

Принятый на вооружение Королевских ВВС в 1956 г. дальний бомбардировщик Vulcan фирмы Avro к началу 80-х гг. считался безнадежно устаревшим. К тому же, ресурс этих некогда грозных носителей атомного оружия подходил к концу, и в апреле 1982 г. их собирались списать. Однако в одной войне,Фолклендской, "Вулкан" все же принял участие.

Командованием RAF была разработана серия операций Black Buck (презрительное прозвище южноамериканских индейцев), заключавшаяся в нанесении ударов по объектам в Порт-Стэнли одиночными "Вулканами", которым предстояло действовать с о. Вознесения. Для этого на аэродром Уайдиуэйк с авиабазы Веддингтон перебросили пять Vulcan В.2 (номера XL391, ХМ597, ХМ598, ХМ607, ХМ612) из 44-й, 50-й и 101-й эскадрилий. Для того, чтобы бомбардировщики могли преодолеть 6250 км, отделявшие Фолкленды от Вознесения, и вернуться назад, требовалось проводить многочисленные дозаправки топливом в воздухе. Поэтому на Вознесении сосредоточили 20 танкеров Victor К.2, входивших в состав 55-й и 57-й эскадрилий, постоянным местом базирования которых был Мархэм. Кроме того, в качестве заправщиков использовали еще 6 "Вулканов".

 Вулканы на острове Вознесения

"БЛЭК БАК - 1"

Целью операции Black Buck-1 была ВПП аэродрома Порт-Стэнли. 30 апреля в 22.53 по местному времени из Уайдиуэйка взлетели "Вулканы" ХМ598 (позывной Red4) и его дублер ХМ607 (позывной Red6). Они несли по двадцать одной 454-кг свободнопадающей бомбе. Кроме того, под крылом каждого самолета установили по контейнеру РЭП Westinghouse AN/ALQ-101(V)-10, которые применялись на бомбардировщиках Buccaneer. Вскоре после взлета у основного самолета разгерметизировалась кабина, ему пришлось вернуться назад, и выполнять задание отправился "запасной игрок". Бортом ХМ607 управлял экипаж из 101-й эскадрильи в составе: командир флайт-л-т М.Визерс, второй пилот флаинг-офи-цер П.Тейлор, штурман флайт-л-т Г.Грэхэм, штурман-оператор флайт-л-т Р.Райт, офицер-электронщик флайт-л-т Г.Прайор, бортинженер флайт-л-т Р.Рассел.

Для обеспечения этой миссии выделялось 11 "Викторов", Два из них считались резервными, причем один остался на базе, а другой, хоть и поднялся в воздух, но в дозаправках не участвовал. Основная группа из 9 самолетов следовала на высотах от 8000-10000 м. Первая заправка произошла в 1290 км от Вознесения через 2 часа после взлета. Бомбардировщик получил топливо от одного танкера, а четыре "Виктора" - от других четырех однотипных машин, которые затем ушли домой. Всего лишь через полчаса прошла вторая дозаправка, а еще через полтора - третья, после чего с "Вулканом" остались лишь два "Виктора". В четвертой передаче топлива участвовали только танкеры. В это время самолеты вошли в зону грозового фронта и попали в сильную болтанку. В результате у "Виктора" (командир флайт-л-т С. Биглэндз), который должен был дальше сопровождать "Вулкан", вышла из строя заправочная штанга, и его задание пришлось выполнять самолету с номером XL189 (командир сквадрон-лидер Б.Таксфорд). Для этого он произвел внеплановую дозаправку от машины Биглэндза, которая затем повернула назад. В этих маневрах XL189 сжег дополнительное горючее, которого у него осталось меньше, чем требовалось для возвращения на Вознесение. В 620 км от Фолкленд произошла четвертая дозаправка бомбардировщика, после которой самолет Таксфорда лег на обратный курс. Причем его экипаж не мог экстренно запросить заправщик с Уайдиуэйка, так как соблюдал строгое радиомолчание. Обратиться за помощью стало возможным лишь после того, как "Вулкан" выполнил свое задание. Высланный навстречу "Виктор" подоспел вовремя. Если бы этого не случилось, борт XL189 упал бы в океан с пустыми баками за 650 км от Вознесения. Следует отметить, проводя "Блэк Бак-1", англичане не учли то обстоятельство, что самолеты летели с крейсерской скоростью, оптимальной для "Вулкана", при этом "Викторы" потребляли слишком много керосина. Поэтому они возвращались на Уайдиуэйк с опасно малым остатком топлива и были вынуждены садиться с ходу с минимальными интервалами. Их командиры не имели права на ошибку - у самолетов не оставалось топлива, чтобы уйти на второй круг.

Но вернемся к "Вулкану", который в одиночестве продолжил полет к Фолклендам. Приблизительно в 480 км от островов он снизился до 90 м. В это время бомбардировщик был взят на сопровождение радаром одного из кораблей Королевского флота, а так как из-за соблюдения радиомолчания авиаторы не могли назвать себя, то им оставалось только молить Бога, чтобы моряки знали о проводимой операции. В 60 км от цели аппаратура "Вулкана" стала засекать сигналы аргентинских радаров, после чего самолет поднялся на высоту 3 км, необходимую для бомбометания. Когда до Порт-Стэнли оставалось 16 км, офицер-электронщик засек РЛС, пытавшуюся взять их на сопровождение. Англичане задействовали систему РЭП, и аргентинцы не смогли справиться с мощными радиопомехами. "Вулкан" довернул на боевой курс 235 град. и в 04.46 по местному времени сброшенные с него бомбы легли двумя рядами, пересекая ВПП. Британцы рассчитывали таким способом добиться хотя бы одного попадания в цель. Их надежды оправдались: одна бомба упала прямо по центру полосы, другая образовала огромный кратер на ее краю. Самолет развернулся и на максимальной скорости поспешно покинул воздушное пространство над Фолклендами. Когда машина набрала высоту 12,5 км, над Атлантикой уже светало. Так закончился первый удар по позициям аргентинцев в этом конфликте.

Возвращение бомбардировщика на Вознесение обеспечивали 4 "Виктора" и "Нимрод", служивший для управления сближением самолетов. Однако освободившийся от боевой нагрузки "Вулкан" потреблял меньше топлива, и ему понадобилась только одна дозаправка, которая произошла через 30 минут после бомбометания. Когда "Вулкан" приземлился, прошло 15ч 45 мин с начала операции. За успешно выполненное задание Мартин Визерс был награжден Почетным Крестом Летчика (Distinguished Flying Cross), а Боб Таксфорд - Крестом ВВС (Air Force Cross).

Начало на суше: 1мая 1982

1-го мая вертолет "Си Кинг" с "Гермеса" высадил в районе Сан-Карлос специальную группу САС. Она получила приказ выявить артиллерийские огневые точки и пункты ПВО противника, установить трассы движения патрулей и систему охраны полевых аэродромов и складов боеприпасов.

Воздушное сражение: 1 мая 1982

Согласно плану, сразу после налета "Вулкана", требовалось затем развить успех ударом «Си Харриеров». Одновременно нужно ударить и по взлетно-посадочной полосе аэродрома Гус Грин. Двенадцать самолетов 800-й АЭ были разбиты на три группы. Первая должна была заставить бойцов аргентинских зенитных батарей аэродрома Порт-Стенли «спрятать головы». Вторая — повредить взлетно-посадочную полосу. Одновременно третья группа должна была нанести удар по Гус Грину. Скорость и неожиданность были определяющими в этих действиях.

Между 7:45 и 7:55 все двенадцать самолетов "Си Харриер" взлетели с борта авианосца Hermes

В то же время аргентинцы, опасаясь повторного налета "Вулканов", подняли в воздух "Миражи": пара м-ра Санчеса. Прибыв к Порт-Стэнли, истребители пробыли в заданном районе всего несколько минут, а затем вынуждены были возвращаться. В 7.30 они приземлились в Рио-Гальегас. Так завершился первый вылет «Миражей» в Фолклендской войне.

Приступили к боевой работе и «Даггеры». В 7.45 Рио-Гранде покинула и направилась к Фолклендам пара в составе к-на Морено и пример-теньенте Вольпони. Самолеты несли по 2 «Шафрира» и по 3 ПТБ. На подходе к островам летчики получили информацию о приближении к Порт-Стэнли двух «Си Харриеров», но обнаружить их не смогли, а быстро сокращавшиеся запасы топлива вынудили их уйти на базу. Аналогичным образом завершились вылеты еще двух пар 6-й ИАГ. Правда, есть информация, что Морено и Вольпони встретили таки 8.25 два "Си Харриера" лейтенантов Роберта Кента и Брайена Хея (Brian Haigh), самолеты покружили, совершили несколько маневров и разошлись.

В девятом часу британская авиагруппа из 9 самолетов появилась над мысом Макбрай Хид. За двадцать одну милю от Порт-Стенли она разделилась: четыре бомбардировщика ("красная" группа) пошли на юго-запад с задачей подавить средства ПВО (аэродром оборонял дивизион ПВО GADA 601: Grupo de Artillerнa de Defensa Antiaйrea, вооруженный 20-мм и 35-мм пушками) противника; вторая группа ("черная" группа) — на юг к аэродрому Порт-Стенли. Полутонные бомбы с самолетов первой группы взорвались в воздухе, осыпая миллионами горячих осколков позиции аргентинских батарей. Вторая группа из пяти самолетов, используя результаты удара первой, на малой высоте подошла к аэродрому и нанесла удар кассетными 600-фунтовыми бомбами, подожгла здания и уничтожила один самолет. Последний в этой группе истребитель (самолет Девида Моргана, "Black 2"), летевший на малой высоте, получил попадание 20-миллиметрового снаряда в хвостовую часть фюзеляжа, но смог сбросить бомбы и присоединиться к товарищам. В результате налета на аэродром Порт-Стенли бомбой был поврежден грузовой самолет Islander 2A, оставшийся еще с прежних, британских хозяев + 3 гражданских самолета Cessnas 172, поврежденных шрапнелью. Был так же уничтожен склад топлива. Аргентинцы заявили, что сбили два и повредили два самолета, причем два подбитых самолета упали в море, недотянув до авианосца.

Тем временем три «Харриера» (группа "Tartan") застали аэродром Гус Грин врасплох, когда там по тревоге на взлет пошла четверка «Пукар».

Сначала на разбеге у машины теньенте Кальдерона подломилась носовая стойка, самолет «клюнул», зацепился винтами за землю, перевернулся через нос и попутно повредил взлетавший рядом штурмовик. Оба летчика уцелели. В это время над аэродромом появились «Си Харриеры», которые сбросили бомбокассеты BL-755. «Пукара» борт А-517 получила серьезные повреждения и прекратила взлет. Больше всего не повезло теньенте Антонио Юкичу. Он смог оторвать свой штурмовик от земли, но сразу же попал под «дождь» бомбочек BL755 одной из кассет (это произошло примерно в 8.20) и погиб (Эту машину записал на свой счет Л-т Дэвид Морган). Погибло еще 7 человек наземного персонала. В 8.55 группа "Tartan" вернулась на авианосец. Что касается поврежденных утром машин, то, по уточненным данным, через несколько часов две из них были добиты «Си Харриерами». После таких потерь, самолеты "Пукара" переведут на полевой аэродром Кальдерой на о.Пеббл.

Одновременно с налетом на Гус-Грин, британский вертолет обстрелял расположение противника под деревней Дарвин.

Около 13.00 два пилота 801-й АЭ командир эскадрильи Найджел Вард и пилот Майк Ватсон обнаружили три самолета Т-34С, преследующих вертолет "Си Кинг". Аргентинцы скрылись в облаках при появлении британских истребителей.

Во второй половине дня в британском штабе было решено совершить огневой налет на Порт-Стенли, используя эсминцы «Глэморган», «Эрроу» и «Алакрити». Они должны были выйти в район в 16.00. Эта акция должна была еще более убедить аргентинское командование, что британцы собираются высаживаться в Порт-Стенли. Одновременно кораблям «Бриллианту» и «Ярмуту» было приказано следовать в район на северо-восток от островов и провести поиск подводной лодки.

Через 15 минут после ухода этих кораблей основные силы оперативного соединения впервые были атакованы противником с воздуха двумя самолетами «Мираж III». В это время два «Харриера» (за штурвалами были Найджел Вард и пилот Майк Ватсон) находились на высоте 15 тысяч футов в районе Порт-Стэнли. Атакующие их «Миражи» имели еще большую высоту, и устремились на двух британских пилотов, произведя пуски по одной ракете «Maтрa» с дальности порядка четырех миль. Пилоты «Харриеров» успели выполнить противоракетный маневр, и ракеты прошли мимо. Аргентинские пилоты вышли из боя, и на сверхзвуковой скорости ушли в сторону континента.

Тогда же аргентинцы провели массированные атаки против британских кораблей. Четыре турбовинтовых самолета с бомбами каким-то образом все же взлетели с аэродрома Порт-Стэнли и устремились в направлении двух фрегатов. Но внезапное появление двух «Харриеров» заставило противника сбросить бомбы и быстро возвратиться на аэродром. Два «Миража» пролетели возле «Харриеров» них на большой скорости, выпустив ракеты, но не очень метко.

В 15.30 Сан-Хулиан начала покидать группа из 9 «Даггеров». Тройке к-на Димельйо предстояло нанести удар по британским кораблям, поэтому каждая машина несла по две 227-кг ОФАБ. Остальные 3 пары осуществляли прикрытие и были вооружены «Шафрирами». В 15.40 «Даггеры» собрались в одну компактную группу и пошли к Фолклендам. Через 15 минут к ним на подкрепление из Рио-Гранде вылетели еще два самолета, на пилонах которых висели только «Шафриры» и ПТБ Однако вскоре один летчик из-за технической неисправности повернул назад, и на задание отправился лишь пример-теньенте Х.Ардилес.

Около 16.40 шедший в одиночку Ардилес находился над Восточным Фолклендом и получил целеуказание на пару «Си Харриеров», приближавшуюся к острову на высоте 6100 м с северо-востока. Противники практически одновременно заметили друг друга. Аргентинец по наведению с земли занял удобную для атаки позицию и с 10000 м перешел в пологое пикирование. Однако Ардилесу не хватило хладнокровия: не дождавшись надежного захвата цели, он произвел пуск одного «Шафрира» по машине л-та М.Хэйла и промахнулся. Затем Ардилес допустил вторую ошибку, ставшую для него фатальной На выходе из атаки он проскочил британский истребитель и на форсаже перешел в набор высоты. «Даггер» оказался прекрасной мишенью для флайт-лейтенанта Бартона, который поразил его ракетой, запущенной с дистанции 4,8 км. Ардилес погиб.

В 15.53, из Рио-Гальегас вновь ушли в полет Гарсия-Куэрва и Перона. На сей раз их «Миражи» несли по 2 «Мажика». Около 16.10 эта пара, приближаясь с севера к о. Пеббл, обнаружила патрулировавших на высоте 3440 м два «Си Харриера», двигавшихся встречным курсом. Аргентинские летчики на подобную ситуацию разработали простой вариант действий, заключавшийся в выполнении маневра «вертикальные ножницы»: «Миражи» должны были выполнить разворот, спикировать и зайти противнику в хвост, после чего произвести пуски ракет. Перона попытался сбросить ПТБ, но упал лишь левый, а правый остался висеть, что затрудняло пилотирование и отвлекало летчика от наблюдения за обстановкой. Внезапно пилот увидел «Си Харриер», находившийся по одному из бортов на расстоянии каких-то 100 или 200 м. Несколько мгновений летчик наблюдал за ним, пока тот не скрылся. Перона вновь начал маневрировать, чтобы отыскать противника, однако вдруг почувствовал сильный удар по своей машине. Сразу же было потеряно управление, и пилот, не раздумывая, катапультировался. Его «Мираж» был сбит «Сайдвиндером», выпущенным флайт-лейтенантом Бартоном.

Через несколько секунд другая ракета взорвалась под хвостом ведущего «Миража». Были пробиты топливные баки и повреждено управление. Однако возможность пилотирования машиной сохранилась, и Гарсия-Куэрва решил не катапультироваться, а идти на вынужденную в Порт-Стэнли. Поначалу он сбросил баки, чем насторожил операторов РЛС аргентинской ПВО. Затем на подходе к аэродрому летчик отстрелял ракеты и окончательно убедил расчеты 35-мм автоматов в том, что они имеют дело с атакующим британским самолетом. Зенитчики больше не раздумывали и моментально сбили «Мираж». Гарсия-Куэрва погиб.

Попытались аргентинцы 1 мая ввести в бой и "Супер-Этендары". 2-я АЭ получила задачу атаковать группу из трех кораблей противника, находившихся примерно в 15 милях от Порт-Стэнли. В 16.38 на задание отправились комэск на самолете с бортовым обозначением 3-А-204 и теньете-де-фрагата К.Мачетанс на 3-А-203. Однако тот день оказался для аргентинских летчиков не самым удачным: когда в 17.10 началась дозаправка от "Геркулеса", на 204-м борту произошла потеря горючего, и паре "Супер Этандаров" пришлось возвращаться на Огненную Землю.

Примерно в 18.30 аргентинские самолеты нанесли массированный удар группировкой в 40 самолетов: бомбардировщики «Канберра» с истребителями-бомбардировщиками «Даггер» и «Скайхок» под прикрытием истребителей «Мираж».

Три «Даггера»(Примерно в 160 км от островов тройка к-на Димельйо снизилась до 9-15 м над морем и вскоре вышла на ордер в составе трех вымпелов.), обогнув береговую полосу, на скорости более 400 узлов, прижимаясь к самой воде, устремилась на «Глэморган», «Эрроу» и «Алакрити». «Глэморган» произвел пуск ЗУР «Си Кэт», которая в цель не попала. Не отличались точностью и аргентинские пилоты: ни одна бомба в цель не попала, правда, две или три разорвались весьма близко от «Глеморгана» и «Алакрити», причинив им незначительные повреждения корпусов. «Даггеры» пронеслись над эсминцем и устремились к «Эрроу». «Эрроу» открыл огонь из своей 20-миллиметровой артустановки, а «Алакрити» произвел несколько выстрелов из пулемета на мостике. Но «Даггеры» не пострадали. Один из них открыл пушечный огонь по «Эрроу», до 11 снарядов поразили фрегат в дымовую трубу, и ранил старшего матроса. Второй полоснул из 30-миллиметровой пушки палубу «Гламоргана».

Когда «Даггеры» стали уходить, за ними в погоню устремилась пара «Си Харриеров»(лейтенанта Мартина Хейла и старшего лейтенанта Тони Пенфолда), преследовавшая их на протяжении 130 км. Однако на помощь своим «ударникам» пришла одна из пар прикрытия, ведомая к-ном Донадилье. Она увязалась за британцами, намереваясь атаковать их со стороны задней полусферы. Англичане вовремя сориентировались в обстановке и решили отказаться от предприятия с сомнительным успехом. Все «Даггеры» вернулись в Сан-Хулиан.

Вскоре после 20.00 «Харриеры» были задействованы снова. Плотным строем шесть бомбардировщиков «Канберра» 2-й бомбардировочной группы следовали на восток курсом, позволявшим им обнаружить британские авианосцы. «Инвинсибил» обнаружил их за 110 миль, летящими на малой высоте. Для их перехвата навели два «Харриера» капитан-лейтенанта Майка Броудвотера и лейтенанта Эла Куртиса. Эл Куртис произвел пуск ракеты, разрыв которой поразил один бомбардировщик, а второй, как ему показалось, повредил. Третий повернул назад. Остальные три исчезли с экранов.

Командир слегка поврежденной "Канберы" капитан Алберто Баигорри (Alberto Baigorri) вернулся на участок атаки, но пилотов сбитой машины - лейтенанта Эдуардо де Ибасиза (Eduardo de Ibaсez) и 1-й лейтенанта Марио Гонзалеса (Mario Gonzalez) - не обнаружил. Ночные поиски корабля Alfйrez Sobral результатов не дали.

Финальным аккордом первомайский битвы стала история с "аргентинской подводной лодкой": группа «Бриллианта» обнаружила то, что они классифицировали как подводную лодку: вертолеты и фрегаты бросали глубинные бомбы и обнаружили масляное пятно длиной в полмили, хотя больше не было никаких доказательств ее присутствия.

Итоги сражения в воздухе для аргентинской авиации были не утешительными. Не смотря на некоторое преимущество, техническое и профессиональное превосходство британских пилотов свело все усилия аргентинцев на нет.

Потери самолетов 1 мая 1982 года таковы:

8.20 - уничтожен на земле штурмовик "Пукара". Летчик Антонио Юкич погиб. Машина лейтенанта Дэвида Моргона повреждена. Два самолета "Пукара" потерпели техническую аварию, а "Пукара" с номером А-517 было повреждена британцами.

11-12 часов - еще два поврежденных штурмовика "Пукара" уничтожены на земле.

16.30 - лейтенант Пол Бартон (борт XZ 452/007, 801-я АЭ) сбил "Сайдвиндером" аргентинский "Мираж".

16.31 - лейтенант Стив Томас (борт XZ 453/009, 801-я АЭ) повредил ракетой второй такой же самолет, который затем попытался сесть на аэродроме Порт-Стенли, но был по ошибке добит аргентинской артиллерией. Пилот капитан Куэрва погиб.

16.41 - лейтенант Тони Пелфолд (борт XZ 455/12 XZ, 800-я АЭ) сбил "Даггер" над Западным Фолклендом.

16.45 - лейтенант У. Кертисс (борт 451/006, 801-я АЭ) сбил бомбардировщик "Канберра" во время патрулирования над морем.

Кроме того, капитан Майк Броудвотер из 801-й АЭ записал на свой счет поврежденный бомбардировщик "Канберра". А пилот N.Ward из той же 801-й АЭ - один поврежденный самолет T-34C.

Аргентинцы недосчитались 6 самолетов, 3 летчиков, еще три самолета были повреждены.

Все же аргентинские успехи в воздухе свелись к повреждению двух "Си Харриеров" (первый самолет из 801-й АЭ, второй из 800-й АЭ), пилотами Гарсиа-Гиерва (на "Мираже") и Х. Ардилезом (на "Даггере").